Методики раннего развития детей

Вопросы о том, как и когда лучше начинать занятия, направленные на интеллектуальное развитие детей, волнуют не одно поколение родителей. Методики раннего развития, предлагаемые в обучающих центрах и школах очень разнообразны. Для того чтобы разобраться, по какой методике лучше заниматься именно вашему малышу, нужно иметь общее представление о принципах этих педагогических направлений.

Идеология раннего развития детей стала популярной в начале 60-х годов, с появлением в нашей педагогической науке системы Никитиных – методики, направленной на формирование творческих способностей ребёнка практически с рождения.

К концу 80-х годов отечественная наука пополняется популярными идеями западных педагогов – Марии Монтессори и Глена Домина. Среди известных и пользующихся популярностью в кругу воспитателей и родителей можно назвать также Вальдорфскую методику (школу).

В чём суть перечисленных методик, когда и как лучше начинать обучающие занятия, руководствуясь ими?

Методика Глена Домана, базовые принципы

Глен Доман, будучи американским врачом-неврологом, много лет занимался лечением детей с нарушениями мозговой деятельности. Наблюдая за такими малышами, и проводя с ними занятия по реабилитации, Доман пришёл к следующим выводам:

  • Мама учит малышаНаиболее эффективными будут обучающие и развивающие занятия, которые проводятся с ребёнком, пока он не достиг семи лет. Так как период активного роста головного мозга приходится на возраст 3-4 года, то именно это время будет наиболее благоприятным для успешного освоения ребёнком новых навыков – будь то раннее чтение или обучение счёту.
  • Необходимо всячески стимулировать двигательную активность детей грудного возраста, практически с момента их появления на свет. Доман рекомендует начинать обучение грудничка ползанию, хватанию, стоянию уже в возрасте двух-трёх недель. Учёный отвергает необходимость пеленания ребёнка грудного возраста, утверждая, что оно способствует замедлению не только физического, но интеллектуального развития.
  • Доман настаивает на необходимости получения ребёнком энциклопедических познаний об окружающем его мире как можно раньше, ещё до года. Для проведения этого обучения он разработал специальные карточки, посредством которых родители могут сообщить ребёнку необходимые сведения. Также он предлагает уделить максимум внимания обучения чтению (в возрасте одного-двух лет) и основам счёта.

Методика Домана не является универсальной, как и любая другая методика, она имеет сильные и слабые стороны.  Для того чтобы получить более полное представление о ней, можно прочитать книгу учёного «Гармоничное развитие ребёнка», в которой изложены основные принципы этой методики.

Методика Марии Монтессори

Мальчик играетСвобода, интерес, и индивидуальный подход – вот три основных момента, вокруг которых построена педагогическая основа методики Монтессори. Основополагающим принципом этого направления считается сохранение за ребёнком любого возраста права выбора – что он будет делать, какое он выберет занятие, оказавшись в комфортной для него обстановке обучающего класса. Обучение в школе Монтессори строится на эффективном взаимодействии трёх его частей: ученика (ребёнка), наставника (учителя) и окружающей среды.

Классическая комната для занятий по этой методике поделена на несколько зон, в которых скомпонован необходимый для обучения тематический материал. Это зоны практической жизни, сенсорного восприятия, математическая и лингвистические зоны, а также зона Космоса, то есть, то пространство, которое позволяет детям получить познания об устройстве окружающего мира и вселенной.

Материалы для занятий в школе Монтессори  очень наглядны, и предоставляют возможность малышам практически любого возраста самостоятельно проводить опыты, направленные на познание окружающего мира. Все дидактические пособия представлены так, что дают ученику возможность проявить максимум самостоятельности в его действиях.

Методика Монтессори великолепно развивает способности детей анализировать и мыслить логически, создаёт предпосылки для правильного и своевременного развития речевых навыков.

Методика Никитиных

Интересный педагогический эксперимент провели в своей семье с собственными детьми педагоги Никитины. На сегодняшний момент, те выводы, к которым они пришли, вряд ли можно считать революционными открытиями, но своё время (в конце 60-х годов прошлого столетия), они произвели просто фурор в педагогической науке.

Новаторство подхода Никитиных

Ребёнок с мамой рисуютКардинально изменили принципы по уходу за новорождёнными в первый год жизни. Приоритет грудного вскармливания, минимум одежды и пелёнок, активные занятия младенческой физкультурой и разработка системы мер по детскому закаливанию, – вот основные моменты, которые привлекали внимание детских воспитателей и педиатров.

  • Ребёнку в доме Никитиных предоставлялась полная свободу творчества, обязательность и дисциплина отходили в домашних занятиях на второстепенные места. Большое внимание уделялось получению практических навыков (например, навыки столяра), работе с природными материалами (вода, песок, земля, камни).
  • Образование дети Никитиных получали в домашних условиях, минуя дошкольные детские учреждения. Большое внимание Никитины уделяли обучению своих детей чтению и счёту в довольно раннем возрасте – начиная с одного года.
  • Родители были максимально вовлечены в детское обучение, которое стало делом их жизни. Большое значение также уделялось физическому воспитанию членов семьи, организации всевозможных подвижных игр и соревнований.

Вальдорфская школа

Очень любопытная методика для раннего развития детей, сильно отличающаяся от перечисленных выше. Основное ее отличие состоит в том, что педагоги Вальдорфской школы не ставят главной целью своего обучения раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Девочка и ксилофонНаоборот, они категорически против получения ребёнком навыков чтения и письма до его поступления в школу.

В то же время эта методика придаёт большое значение получению малышом практических ремесленных навыков (лепка, выпечка хлеба, плетение кружев, самостоятельное изготовление игрушек и т.д.). Ребёнок активно вовлекается в хлопоты по организации домашнего хозяйства: участвует в уборке комнаты, накрывает на стол.

В Вальдорфской школе стараются максимально воссоздать естественные, природные условия для роста детей: там запрещены телевизор и СМИ, приветствуется лечение народными средствами и гомеопатией.

Большое внимание уделяется двигательной активности детей, в том числе в форме народных танцев, хороводов, ролевых игр.

Эта методика, прежде всего, ориентирована на стимуляцию духовного роста личности ребёнка. Вряд ли она подойдёт тем родителями, которые заинтересованы в развитии у малыша аналитических и «технических» способностей.

Выбирая ту или иную педагогическую концепцию, необходимо помнить, что методики раннего развития бесконечно разнообразны, а идеальной, отвечающей всем запросам родителей, просто не существует.  Поэтому необходимо тщательно проанализировать ту или иную методику, перед тем, как вы примете решение начать обучение своего ребёнка.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Передача доктора Комаровского на тему раннего развития детей:

Комментарии закрыты

Наверх