Методики для развития памяти детей

Проводя занятия по подготовке ребёнка к школе, родители отмечают, что маленьким детям зачастую тяжело сконцентрировать внимание и запомнить предлагаемую информацию. Целенаправленное развитие памяти в дошкольном возрасте поможет избежать проблем с запоминанием, тем более что хорошая память во многом является залогом развития интеллектуальных способностей ребёнка. Плохая память может быть также связана со специфическими особенностями работы и развития  маленького ребёнка, однако, случаи эти достаточно редки и должны диагностироваться исключительно специалистами.

Девочка думаетДля того чтобы разобраться как у детей развивается способность запоминать, почему один ребёнок запоминают необходимое быстро и легко, а у другого память плохая, необходимо хорошо понимать, что такое память и каковы механизмы её развития.

Что такое память

Под памятью подразумевают способность нервной системы человека фиксировать, сохранять и воспроизводить информацию. У маленьких детей способность запоминать очень сильно обусловлена  особенностями его возрастной физиологии, от того, на каком этапе развития мышления находится в данное время ребёнок.

Формирование памяти, этапы

С момента рождения и приблизительно до трёх лет у малыша работает наглядно-образная память, то есть основным стимулом к запоминанию служит визуальная информация: цвет предметов, их форма; лица людей, их голоса, интонации. На этом этапе развитие памяти происходит в непроизвольном порядке, малыш не прилагает никаких усилий к сознательному запоминанию. Однако уже в этом периоде можно приступать к элементарным упражнениям по тренировке памяти.

Упражнения для тренировки памяти

«Вспомни, что было на картинке»

Выберете картинку из детской книги либо карточку детского лото, на которой изображены несколько разных по цвету форме и назначению предметов. Например, на картинке может быть изображён мячик, кукла и кубик. Рассмотрите, как следует, с ребёнком картинку, повторите пару раз, что на ней изображено. Затем закройте картинку и попросите ребёнка вспомнить, что было  на ней нарисовано. По мере выполнения задания увеличивайте число предметов на запоминаемой картинке.

«Наведи порядок»

Воспроизведите простейшую бытовую ситуацию, с игрушками, в которые любит играть малыш. Например, для девочек это могут быть куклы и кухонные принадлежности (игрушечная посуда, печка, маленький столик), для мальчика – набор машинок, игрушечный гараж, паркинг.

Расставьте принадлежности в определённом порядке: столик, на нём тарелка, приборы, чашечка, салфетка, рядом посадите куклу. Затем попросите малыша на секунду отвернуться и смешайте предметы в произвольном порядке. Ребёнку можно сказать, что налетел  сильный ветер и все разбросал.

Предложите ему поработать «спасателем» и восстановить положения предметов именно в том порядке, в каком они были до этого. Не торопите ребёнка в процессе выполнения этого задания, желательно чтобы он делал его обдуманно, используя память.

В возрасте трёх-пяти лет у ребёнка активно наполняется словарный запас, тренируется способность рассуждать и анализировать. Поэтому наглядно-образная память дополняется следующим типом памяти – словесно-логическим.

У детей появляется выраженное желание запоминать, они начинают подходить к этому избирательно, выбирая из разнообразия получаемой информации ту, которую считают необходимой для запоминания.

Очевидно, что  развитие памяти у дошкольников  на этом этапе будет сильно зависеть от их мотивации, и задача родителей  – простимулировать детей таким образом, чтобы задания для тренировки внимания и памяти вызывали у них интерес.

«Сложи кубики»

Девочка складывает кубикиСложите небольшую цепочку (для начала используйте 3-5 элементов) из кубиков разных цветов. При этом кубики должны быть одинакового размера и формы. Предложите ребёнку посмотреть и запомнить, в какой последовательности лежали кубики. Затем малыш отвернётся, а вы перемешайте кубики, и предложите ему восстановить тот порядок, в котором они были первоначально.

Несмотря на кажущуюся лёгкость, это непростое задание. Запомнить цвета и расположение трёх- четырёх кубиков, возможно, и не составит труда, а вот если кубиков и соответственно цветов будет больше? Отличный способ проанализировать уровень развития не только детской, но и родительской памяти. Это упражнение позволит не только развить у ребёнка внимание, но и закрепить знание цветов и оттенков.

Учим стихи с удовольствием

Скорее всего, в этом возрасте у ребёнка уже появились любимые стихотворения или их герои – доктор Айболит, Муха-Цокотуха и т.д. Детям нравится повторять за родителями отдельные строчки и четверостишия, поэтому эти моменты очень легко и удобно использовать для тренировки слуховой памяти, что очень пригодится во время обучения в школе.

Начиная стихотворную строчку, не читайте её до конца, предложите закончить её малышу самостоятельно, например:

Добрый доктор… (Айболит)

Он под деревом… (сидит) – если ребёнок затрудняется, задавайте наводящие вопросы, «что делает?»

Приходи к нему лечиться… (и корова, и волчица) —  «Кто?»

Для начала подбирайте небольшие четверостишия, которые хорошо рифмуются, просты и понятны малышу. Предлагайте ему сначала закончить строфу, затем переходите к четверостишию – таким образом, вы сможете учить стихотворения легко и без проблем.

Тренируем память в быту

Девочка играет в магазинДавайте ребёнку следующие задания: каждый день, в определённое время покормить питомца (если таковые имеются), полить цветы, вытереть пыль. Варьируйте задания, тренируя память – например, этот цветок нужно поливать тёплой водой, а этому достаточно только побрызгать листья. Объясните детям, как важно, чтобы они запомнили именно такой порядок действий, и какие последствия может повлечь за собой их неправильное выполнение. Это очень важно для формирования у ребёнка осознанного желания запоминать.

Используем навыки логического мышления

Ряд упражнений на тренировку внимания и памяти тесно связан с умением ребёнка мыслить логически, с развитием у него навыков по обобщению, классификации и анализу информации.

«Съедобно-несъедобно» – известная и популярная игра среди младших школьников. Один игрок становится впереди ряда других игроков, и, бросая мячик, называет предмет, например, «яблоко». Если предмет «съедобен» то игрок, которому кидают мяч, должен его поймать. Если же предмет не съедобен, тогда, наоборот, оттолкнуть мячик. Эта игра не только тренирует внимание и память, но также навыки по классификации предметов, в данном случае, по признаку возможности или невозможности употребления в пищу.

Эта игра универсальна так предоставляет возможность для большого количества вариаций: можно играть в «сладкое-несладкое», «быстрое-медленное», «летающее-нелетающее» (звери, птицы, животные).

Как правило, всевозможные задачи на логику также стимулируют развитие памяти у детей. Например, задания на продолжение узора, воссоздания правильной последовательности предметов, распределения их в тематические группы.

Особенности процессов запоминания у младших школьников

Механическая память или осмысленное запоминание?

Интересный вопрос, с которым наверняка столкнутся родители в процессе занятий с ребёнком. Механическое запоминание, другими словами «зубрёжка», не считается успешным способом тренировки памяти, и не пользуется популярностью у педагогов и родителей. Совершенно справедливо считается, что хорошо запоминается то, что было проанализировано, осмыслено и стало понятно ребёнку.

Однако есть интересный нюанс: у детей 2-3 лет в силу особенностей их развития, преобладает механическая память, например, начиная повторять за взрослыми отдельные строфы и четверостишия, они зачастую не до конца понимают их смысл. При этом малышам очень нравится темп и рифма стихов, поэтому они с удовольствием декламируют понравившиеся строчки.

Этой особенностью детской памяти успешно пользуются преподаватели иностранных языков, именно поэтому считается, что обучение языкам будет эффективно, если оно начато в самом раннем возрасте.

Постепенно механическое запоминание вытесняется осмысленным, и уже у младших школьников потребность в заучивании и «зубрёжке» должна быть относительно невелика. Однако определённые элементы механического запоминания будут актуальны ещё какое-то время на уроках иностранного языка.

Важно:

Необходимо следить за уровнем словарного запаса дошкольников и младших школьников, так как его недостаточность может стимулировать потребность в слепом «заучивании», а не в объяснении того или иного явления своими словами.

Повторение – мать учения?

Многие педагоги считают эффективным такой метод тренировки памяти, как многократное повторение. Метод этот действительно доступен и прост, однако его активное использование вызовет у младших школьников скуку и нежелание выполнять одни и те же задания несколько раз. Между тем очень важно, чтобы именно в начальной школе у детей сохранялся живой интерес к процессу обучения. Поэтому задания на повторение для младших школьников должны быть разнообразны и содержать элементы игры.

Развитие памяти у детей – важная задача, в решении которой родители не должны руководствоваться личным негативным опытом, думая примерно так: «да у меня тоже всегда была память плохая», «это у нас семейное» и т.д. Способность запоминать и пользоваться впоследствии результатами запоминания тренируется так же, как умение быстро считать в уме, важно лишь подойти к процессу тренировки памяти с пониманием особенностей этого процесса.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Интересные игровые методики по развитию памяти дошкольников:

Оставьте свой комментарий

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Наверх