Что же должны уметь дети когда им исполняется год и как самостоятельно развивать малыша до школы? На сегодняшний момент существует много интересных методик и педагогических открытий, посвящённых гармоничному развитию детей. Одно направление из которых мы подробно разберём в этой статье.
- Сенсорика, что это такое
- Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте
- Этапы сенсорного познания в раннем возрасте. Навыки и умения
- Индивидуальный подход в развитии сенсорного восприятия
- Игры для тренировки различных видов восприятия
- Природа и окружающий мир как важнейший элемент сенсорного воспитания
Пока малыш растёт, до года, важным аспектом является его психомоторное развитие. Но когда дитё начинает больше познавать мир и более сознательно формирует о нём представление можно приступать к сенсорному воспитанию.
Сенсорное развитие детей раннего возраста изучают не только психологи, но и воспитатели детских дошкольных учреждений. Что подразумевает под собой сенсорное развитие дошкольников, и почему современные педагоги придают такое значение этому фактору?
Сенсорика, что это такое
Сенсорика, или сенсорное восприятие («sensus» — восприятие, лат.) обозначает способность человека получить представление об устройстве внешнего мира (свойстве предметов, явлений) путём анализа их через собственные ощущения и личное восприятие. Именно сенсорное восприятие позволит сформировать маленькому человеку представление о том, что он видит вокруг. Используя самый первый опыт ощущений и анализа, он получит начальные представления о форме и величине предметов, разнообразии звуковых эффектов и запахов, цветов и их оттенков.
Говоря ещё проще, — сенсорное восприятие — это те навыки и умения которые должен приобретать ребёнок в разные годы своей жизни. Давайте же разберёмся, что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3 года своей жизни, и как его развивать в этих направлениях и чему учить малыша.
Момент появления ребёнка на свет – это, когда природа запускает его механизмы сенсорного восприятия. Малыш определяет запах матери – работает обоняние, чувствует тепло её тела – включается осязание, различает оттенки чёрного и белого цветов — значит, активируются зрительные центры. Первый месяц жизни ребёнка очень важен, ведь именно в этот период начинают полноценно функционировать все пять сенсорных систем человека — слух, зрение, обоняние, осязание и вкус.
В дальнейшем ребёнок активно использует механизмы сенсорного восприятия картины мира, активно используя память, воображение а также способность логически мыслить, все эти навыки требуют внимания со стороны взрослых и активной помощи в развитии. Именно эти формы познания помогают малышу в последующем процессе обучения.
Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте
Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.
Взрослый человек знает, что игрушечный мишка – это существо коричневого цвета с мягкой шерстью, двумя ушами и четырьмя лапами. Ребёнок этого не знает, и правильным образом донести до него нужную информацию о предметах, помочь проанализировать ему стремительно накапливающийся опыт — важнейшая задача находящихся рядом родственников и воспитателей.
Опираясь на нижеперечисленные параметры, ребёнок будет формировать личную систему сенсорного восприятия мира.
- Формирование представлений о цветах: зелёный, синий, фиолетовый, чёрный и другие.
- Различие и определение основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и другие.
- Различает понятия относительных величин: большая, средняя, маленькая.
Этапы сенсорного познания в раннем возрасте. Навыки и умения
Что должен уметь ребёнок в полтора — два года? В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:
- Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
- Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
- Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
- Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).
Подробней о том, что должен уметь и как развивать ребенка в 1 год, описано в отдельной статье, — она может быть вам полезна.
В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.
- Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.
- Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).
- Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.
- Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.
- Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».
- Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.
Индивидуальный подход в развитии сенсорного восприятия
К тому же необходимо помнить об индивидуальных особенностях восприятия каждого ребёнка. Нельзя проводить обучение, оказывая давление, принуждая ребёнка к занятиям. Что-то он будет делать с удовольствием и легко, а какие-то задания вызовут затруднения и малыш откажется их выполнять.
Наилучшим способом заинтересовать ребёнка получить информацию об окружающем мире была и остаётся игровая форма, особенно это касается сенсорного развития дошкольников.
Для каждой из пяти сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) можно разработать простые и интересные упражнения, используя доступные всем подручные средства.
Игры для тренировки различных видов восприятия
Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия.
Полезные материалы:
- Фольга. Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки.
- Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны. Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая, маленькая.
- Песок, вода. Поощряйте игры ребёнка на открытом воздухе с этими материалами. В зимнее время хорошим заменителем песка в домашних условиях может быть манная крупа. Налейте немного воды в ёмкость с манкой. Позвольте ребёнку размешать полученную субстанцию, обсудите его ощущения.
«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите его любимую мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите её по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.
«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и наощупь определить то, что находится в каждом мешочке.
Природа и окружающий мир как важнейший элемент сенсорного воспитания
Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде.
Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям.
Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок рос не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.
О сенсорном развитие детей раннего возраста по методу Монтессори и Вальдорфской образовательной системе рассказывает педагог и специалист в этой области:
Комментарии закрыты