Марии Монтессори — методика раннего развития

Имя Марии Монтессори в среде современных родителей и педагогов стало нарицательным — оно олицетворяет совершенно новый поход в развитии детей дошкольного возраста. Эта методика пользуется огромной популярностью, открываются не только развивающие группы Монтессори, но даже детские сады и начальные классы, практикующие принципы этой педагогической концепции.

Тем интереснее внимательно проанализировать ключевые моменты этой системы раннего развития, это даст родителями возможность принять взвешенное решение о том, стоит ли их ребёнку заниматься по методике Монтессори.

Немного истории

Дети учатсяМария Монтессори оказалась первой женщиной-итальянкой, получившей степень доктора медицины ещё в конце 19 столетия – в 1896 году. В процессе своей последующей работы в медицине она часто сталкивается с детьми, у которых диагностированы серьёзные нарушения мозговой деятельности.

Проблемы такого характера, как правило, влекут за собой отставание в развитии и трудности в последующей бытовой и социальной адаптации. Поэтому педагог принимает решение открыть специальную школу для этих малышей, надеясь, что работа с ними поможет ей понять, как лучше интегрировать их впоследствии в общество обычных людей.

Основной своей задачей в процессе обучения Мария Монтессори видит создание такой окружающей среды, которая будет стимулировать всестороннее развитие ребёнка и получение им навыков, необходимых для полноценной адаптации в обществе – чтения, письма, связной речи.

Именно Монтессори первая устанавливает наличие тесной связи между развитием мелкой моторики и возникновением речевых навыков. Система разработанных ею упражнений для развития мелкой моторики, активно используется в классах раннего развития детей до сих пор.

В дальнейшем педагог приступает к разработке совершенно новой системы обучения, уже направленной на развитие здоровых детей.

Среда, Творец (ребёнок), и Наставник (учитель)

Три основополагающих момента, необходимых для гармоничного развития ребёнка по Монтессори – это окружающая его среда, создающая условия для его интенсивного раннего развития, интерес ребёнка к процессу познания, и поддержка его в процессе обучения наставником.

Среда

Ребёнок помогает готовитьТо, что окружает малыша на занятиях обязательно должно быть востребовано –каждый предмет учебных комнат, где проходят занятия, был продуман лично основательницей этой методики и многократно опробован. В итоге был сформирован следующий принцип: помещение для занятий по методике Монтессори разбивается на пять тематических ареалов, каждый из которых посвящён определённой сфере познания.

Зона практических навыков: здесь малыши учатся накрывать и убирать со стола, стирать одежду, измельчать овощи, чистить ботинки – словом, по максимуму пытаются освоить тот набор навыков, который может пригодиться им в быту.

Зона развития сенсорики: здесь находятся предметы и пособия, способствующие развитию сенсорных навыков –  тактильных ощущений, звукового и зрительного восприятия, обоняния.

Математическая зона – предполагает наличие дидактических материалов, которые помогут малышу освоить понятие категории количества, обучат его основам счёта и элементарным математических действиям: сложению, вычитанию, умножению, делению.

Лингвистическая зона. Пособия этой зоны позволяют развить языковые наклонности ребёнка, помогают в обучении его чтению и письму.

Зона общих представлений о мире, или Зона Космоса – формирует у ребёнка систему базовых понятий об устройстве окружающего мира, временам года, дням недели, о том, как связаны между собой предметы и явления, о разнообразии культур и населения Земли.

Все пособия в этой методике максимально наглядно подтверждают исследуемые малышами темы. Например, есть приспособления, демонстрирующие силу земного притяжения, физические свойства предметов (плотность, вес и т.д.). Пособия разработаны таким образом, чтобы поощрить самостоятельную работу и опыты детей, без вмешательства наставника или учителя. Методика также поощряет занятия детей с натуральными природными материалами: песком, водой, глиной, камнями и т.д.

Ребёнок в системе Монтессори

Класс для занятий с детьмиПопадая в комнату для занятий, малыш не становится объектом применения строгих в процессе обучения, как это принято в классической системе образования. Он самостоятельно, инстинктивно выбирает наиболее интересную ему сферу деятельности. Очевидно, что методика Монтессори предоставляет своим подопечным максимальную свободу выбора.

В то же время эта концепция предполагает воспитание у ребёнка такого важного социального навыка, как уважение к личному пространству другого человека. Малыши в процессе занятия обучаются не только навыками интеллектуальной сферы, но и принципам взаимовыгодного сосуществования в быту. Они учатся убирать за собой игрушки и использованные материалы, не шуметь, если рядом есть кто-то, кому они могут помешать.

В классе Монтессори одновременно могут обучаться дети разного возраста, именно этот момент позволяет быстро осваивать малышам навыки бытового общения. К тому же в процессе обучения, старшие дети, помогая младшим, лишний раз фиксируют и закрепляют уже полученные навыки.

Наставник в системе Монтессори

Классический в нашем понимании учитель в этой системе отсутствует, скорее можно говорить о преподавателе-наставнике, задача которого не регламентировать занятия детей, а наоборот, предоставить им полную свободу действий в своих исследованиях. В то же время наставник всегда готов прийти на помощь, если у малышей в процессе обучения возникнет в этом потребность.

Сильные и слабые стороны методики

Подводя итоги, можно сказать, что данная система обучения направлена, прежде всего, на интеллектуальное развитие дошкольников и великолепно совершенствует те навыки, за формирование которых отвечает левое полушарие мозга человека. Это, в первую очередь, способности к математике, анализу и аналитическому мышлению, логике, а также раннему и успешному развитию речевых навыков.

Однако методика Монтессори практически игнорирует развитие навыков правого полушария мозга человека. А это, прежде всего, способность ребёнка мыслить символами и образами, умение фантазировать и мечтать. Другими словами, это те качества интеллекта, которые принято считать творческим потенциалом человека. Ведь именно способностями к творческому созиданию влечёт за собой успехи в различных видах искусства – будь то музыка, живопись, хореография или литература.

Классическое занятие по методике Монтессори не поощряет спонтанные ролевые игры детей («в доктора», «дочки-матери» и т.д.), что сужает границы их эмоционального развития, тормозит формирование у них способности к эмпатии – умения сопереживать.

Ребёнок с мамой учатсяЧтение художественной литературы не считается обязательной составляющей раннего развития в этой педагогической концепции. Занятие чтением рассматривалось автором методики только как способ получить полезную и необходимую информацию, потребность в которой возникает у детей в процессе обучения. Чтение книг с целью развить фантазию, умение мыслить образами, строить внутренние диалоги с полюбившимися главными героями, не приветствуется в методике Монтессори.

По убеждению автора методики, такое времяпровождение не продуктивно – оно не способствует получению реальной информации об устройстве мира. Наоборот, чтение фольклорных произведений, волшебных сказок и эпоса уводит ребёнка в несуществующий мир – царство грёз и волшебства, сообщая ему информацию, которая не будет полезна для практического применения.

Однако даже тем, кто далёк от педагогики, понятно, что столь неуважительное отношение к чтению художественной литературы может привести к эмоциональному «обнищанию» личности подрастающего ребёнка, весь интеллектуальный опыт которого будет сведён к владению большим количеством практической информации и навыков.

Поэтому родителям необходимо решать, какие качества они хотели развить в своём ребёнке больше, и, исходя из этого, подбирать наиболее подходящую методику раннего развития.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Занятия по системе Марии Монтессори дома с детьми:

Комментарии закрыты

Наверх