Нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

Мальчик закрыл лицо рукамиВ дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  •  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

 Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

Мальчик грызет палецВ дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1.  перенесённые стрессы;
  2.  отставание в интеллектуальном развитии;
  3.  недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4.  социально-бытовые причины;
  5.  фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6.  ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

 Диагностика нарушений

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

 Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Сын и отецЧто делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Ребёнок сидит на полуТаковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Комментарии:
  1. Светла Бук

    Вопрос:
    Здраствуйте! Нашему ребенку поставили диагноз Нарушение эмоционально-волевой сферы сферы. Что делать? Он в 7 классе боюсь если отправим на обучение на дому он еще хуже станет.
    Ответ:
    Здравствуйте, дорогая мамочка!

    У ребёнка с нарушением эмоционально-волевой сферы может быть тоска, подавленность, печаль или болезненно повышенное настроение вплоть до эйфории, приступы гнева или тревога. И всё это в рамках одного диагноза.

    Грамотный психотерапевт работает не с диагнозом, а с конкретным ребёнком, с его индивидуальными симптомами и ситуацией.

    Прежде всего Вам важно выровнять своё состояние. Страхи и опасения родителей негативно влияют на любого ребёнка.

    И заниматься коррекцией, решать проблему. Перевод на домашнее обучение — это только адаптация к проблеме(т.е. способ как-то жить с ней). Для решения нужно совместно с медицинской помощью придти на приём и к психологу-психотерапевту.


  2. Светла Бук

    Вопрос:
    Здравствуйте. Я мама. Моему сыну 4года 4 месяца. Нам сначала ставили ЗППР, вчера этот диагноз снял невропатолог и поставил ‘расстройство эмоциональной сферы на фоне становления эмоциональной сферы’. Что мне делать? Как корректировать? И какую литературу посоветуете для коррекции поведения. Меня зовут Марина.
    Ответ:
    Здравствуйте, Марина!
    Представьте, что у Вас как-то не так работает смартфон или телевизор.
    Придёт ли кому-то в голову начать чинить эти устройства по книгам или рекомендациям специалистов ( возьмите паяльник и замените транзистор 673 и резистор 576). А психика человека устроена гораздо сложнее.
    Здесь нужны разносторонние занятия с психологом-психотерапевтом, логопедом, дефектологом, психиатром.
    И чем в более раннем возрасте начнёте занятия, тем эффективнее будет коррекция.


  3. Светла Бук

    Вопрос:
    Какие существуют диагностические приемы для выявления нарушений в эмоционально-волевой сфере детей 6 – 8 лет?

    Ответ:
    Классификация М.Блейхер и Л.Ф.Бурлачук :
    1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографии, клиническая беседа и т.п.)
    2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т.д.)
    3) личностные опросники (методы, базирующиеся на самооценке)
    4) проективные методы.


  4. Светла Бук

    Вопрос:
    Здравствуйте, Светлана.
    Нарушения детской эмоциональной сферы, описанные в этой статье, я наблюдал у многих детей примерно 90% — агрессивность, отсутствие эмпатии, нежелание преодолевать трудности, нежелание слушать другого (сейчас очень помогают в этом наушники) это самые частые. Остальные реже но присутствуют. Я не психолог и возможно ошибаюсь в наблюдениях потому хочу спросить: правда ли то что 90% присутствуют нарушения эмоционально-волевой сферы?

    Ответ:
    Здравствуйте, дорогой читатель!
    Благодарю Вас за интерес к теме и вопрос.
    Замеченные Вами проявления — агрессивность, отсутствие эмпатии, нежелание преодолевать трудности, нежелание слушать другого это только признаки. Они могут служить поводом для обращения к специалисту. И их наличие — это не повод для постановки диагоноза «Нарушения эмоционально-волевой сферы «. В той или иной мере каждому ребёнку свойственно испытывать агрессивность, например.
    И в этом смысле Ваши наблюдения верны — у большинства детей время от времени проявляются вышеперечисленные признаки.


  5. Светла Бук

    Вопрос:
    Здравствуйте, Светлана!
    Хотела бы проконсультироваться у Вас по поводу поведения моего сына. У нас семья из бабушки с дедушкой, сына и меня (мамы). Сыну 3.5 года. С отцом я в разводе, с ним мы расстались, когда ребенку было чуть больше года. Сейчас мы не видимся. У сына диагностировали дизартрию, интеллектуальное развитие в норме, очень активный и коммуникабельный, но в эмоционально-волевой сфере серьезные нарушения налицо.
    К примеру, бывает, что он произносит (в садике один мальчик начал так делать) иногда какой-то слог или звук многократно и монотонно, а когда ему говорят прекратить так делать, может начать делать назло еще что-то, например, корчить рожицу (как ему было запрещено так делать). При этом в спокойном тоне ему мы объясняли, что так делают «больные» мальчики или «нехорошие» мальчики. Сначала он начинает смеяться, а после очередного объяснения и напоминания, что это может быть чревато каким-либо наказанием, особенно когда срывается взрослый и повышает тон, начинается плач, который резко сменяется смехом (однозначно, уже нездоровым), и так смех и плач могут меняться в течение минут по несколько раз.
    Также в поведении сына наблюдаем, что он может бросать игрушки (часто (в смысле в течение месяца-двух), ломает машину или игрушки, резко бросая и ломая ее. При этом он очень непослушный (слышит , но не слушает), часто каждый день доводит близких людей.
    Мы все очень любим его и хотим, чтобы он был здоровым и счастливым мальчиком. Подскажите, пожалуйста, как быть нам в такой ситуации, когда он делает что-то назло? Какие методы разрешения конфликтов Вы посоветуете? Как сына отучить от привычки произносить эти «членораздельные звуки»?
    Бабушка с дедушкой – интеллигентные люди, у меня образование педагога, экономиста, воспитателя. Мы обращались к психологу примерно год назад, когда только начинала проявляться такая картина. Психолог объяснила, что это признаки кризиса. Но, имея в настоящее время диагноз дизартрика, мы вынуждены объяснять его поведение иначе, которое, кстати сказать, не исправилось, несмотря на наши выполнение советов психолога, а ухудшилось.
    Заранее спасибо
    С уважением, Светлана

    Ответ:
    Здравствуйте, Светлана!

    Я рекомендую Вам придти на консультацию.
    Предварительно можем связаться по скайпу или телефону.
    Ребёнка важно переключать, отвлекать на какое-то интересное занятие в такие моменты.
    Наказания, объяснения и повышение тона не эффективны.
    Вы пишете «несмотря на наши выполнение советов психолога» — что именно Вы делали?


Наверх