Как помочь ребёнку написать сочинение

Навыки письма – очень важны для образовательного и эмоционального развития ребёнка. И каждому человеку этот вид деятельности даётся по-разному: одни знают, как писать сочинение за сочинением без трудностей, с удовольствием сочиняют стихи, а у других могут возникнуть существенные проблемы даже с написанием пары строчек. Именно поэтому родителям стоит задуматься, как научить писать сочинения и следует начать подготовку ещё в начальных классах. Если планируете самостоятельно делать шаги на этом нелёгком пути, то для этого следует самим работать над навыком написания сочинений или эссе.

Основы написания сочинения

Дети пишутВо-первых, для того, чтобы успешно написать сочинение, ребёнок должен владеть базовыми знаниями орфографии и грамматики изучаемого языка в соответствии со своим возрастом. Если ребёнку не хватает этого, то вы будете ещё больше смущать его, обучая одновременно нескольким навыкам. Но, к сожалению, реалии современной жизни не всегда позволяют нам соблюдать эту последовательность обучения. Также необходимо учитывать, что детям младшего и среднего школьного возраста несколько труднее выражать свои мысли согласно каким-либо правилам, структуре или плану. Письменная сторона речи не имеет качество спонтанности, как, например, устная речь, поэтому у детей есть возможность задуматься над тем, что будет «сказано» и это помогает ребёнку развиваться.

Особенно важно, чтобы учитель или родитель, который ставит целью научить писать сочинения, знали о чём будет сочинение, а не только как надо его писать. Самой лучшей подготовкой к написанию сочинения для ребёнка будет организация поездки, экскурсии или похода для большей наглядности и формирования реальных впечатлений, а также сбора материала. В противном случае, дети не смогут высказывать своё мнение, а будут пользоваться заученными фразами, избитыми штампами речи, только описывая картину перед собой.

Как научить писать сочинение?

  • Ребёнок думаетВ зависимости от темы следует подобрать возможный список слов, которыми дети смогут пользоваться при написании текста, а также с целью обогащения речи новыми лексическими единицами. Также хорошей идеей будет дополнительное чтение по заданной теме в качестве подготовки (стихи или рассказы) или прослушивание музыки, они предоставят больше возможностей для реализации себя и вдохновят. Ведь мы знаем, что все дети разные и они имеют особенности того, как лучше воспринимают информацию (визуально, на слух или на ощупь) и особое значение имеет развитие воображения;
  • Обратить внимание детей на те предметы или людей, о которых будет идти речь во время экскурсии. Задавать вопросы детям, попросить описать то, что они видят;
  • По возвращении домой или в класс предложить высказать своё мнение и поделиться впечатлениями. Одновременно необходимо писать план сочинения, рассмотреть возможные трудности с пониманием новых слов;
  • Также следует обратить внимание учащихся, что письменная речь отличается от устной стилистически. При работе над написанием будет не лишним научить различиям в стилистике русского языка. Выслушайте устные ответы детей и исправьте возможные стилистические недочёты;
  • Послушать детей и помочь каждому найти самые точные и запоминающиеся слова для описания своих эмоций;
  • Поговорить о синтаксическом оформлении. Если ребёнок учится в начальной школе, то все предложения будут короткими и простыми. С возрастом и развитием речи, следует научить как усложнять конструкции и вводить сложноподчинённые предложения;
  • Избегать повторения слов. Для этого необходимо предварительно поговорить о синонимах для того или иного слова или других способах, как ещё можно передать эту мысль;
  • Чтобы предупредить повторы на первых этапах обучения, рекомендуется начинать с коллективного написания одного общего сочинения, затем писать по два индивидуальных с дальнейшим разбором. Если научить ребёнка тому, что может испортить его сочинение и работать с самых первых текстов над типичными ошибками, то успешные результаты труда не заставят себя ждать;
  • В некоторых случаях важно проработать целые предложения. Для этого можно использовать групповую работу, когда весь класс думает о том, как исправить и улучшить это конкретное сочинение. Коллективная работа над текстом помогает избежать типичных ошибок в дальнейшем и сможет научить критическому отношению к написанному;
  • Для детей старшего возраста будет далеко не лишним объяснить, что огромное количество эпитетов, метафор и цитат, взятых из других источников напрямую (книги, Интернет), в особенности дословное копирование чужих мыслей, не будет расцениваться как успешное выполнение этого творческого задания.

Ведь написание сочинений – это процесс обогащения не столько речи, сколько души и мыслей человека. Это – ключ к красивой и богатой речи в будущем.

Педагог – преподаватель
Лебедь Евгения

Мастер-класс по написанию сочинения от преподавателя МПГУ:

Комментарии закрыты

Наверх