Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей учащихся – интересная и серьёзная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. В наше время наличию творческих способностей у младших школьников, их возможности мыслить оригинально и интересно уделяется большое внимание. В  дальнейшем, специалисты, умеющие мыслить нестандартно, «креативно», востребованы практически во всех профессиональных сферах – от разработки сложных программных продуктов до дизайна помещений и зданий.

Многие родители уверены, что способности ребёнка представляют собой уже готовый набор навыков и умений. Однако они ошибаются. Человек не появляется на свет способным к какому-то определённому виду творчества (рисование, вокал, сочинительство). Наличие у него тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено воздействием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни.

Именно поэтому очень важно вовремя оценить степень «вовлеченности»  ребёнка в творческий процесс, его желание находить необычные и уникальные решения.

 Несколько критериев, по которым можно судить о готовности младшего школьника к творчеству:
Творческая активностьЛюбит нестандартные задания, с удовольствием фантазирует, сам может придумать что-то новое: литературного героя, несуществующего животное, свой вариант окончания любимой сказки, мультфильма.
ОригинальностьЕго ответы на простые вопросы ставят взрослых в тупик, находит оригинальные решения для предложенных задач, не любит выбирать из уже готовых вариантов.
Гибкость«Фонтанирует» идеями во всех сферах обучения: от решения логических упражнений до заданий по изготовлению чего-либо на уроках труда.

Необходимо помнить, что период младшего школьного возраста — очень ответственный и непростой. Ребёнок попадает в совершенно новую для себя атмосферу, выстраивает иной уровень в своей системе социальных отношений (учитель-ученик), набирается нового опыта в общении с людьми. Поэтому возраст этот дает дополнительные преимущества для развития творческих способностей, с одной стороны, обогащая уже имеющиеся навыки, с другой — открывая простор для получения новых знаний и опыта.

Фантазия — как один из базовых элементов развития творческого начала в ребёнке

Часто можешь услышать от родителей, слова, обращённые к ребёнку: «ну и придумал же ты!», «какой же ты выдумщик, пойди лучше позанимайся математикой», «эх, ну и фантазёр…» и так далее. Диапазон родительских оценок пристрастия ребёнка пофантазировать необычайно широк – от полного неприятия («займись—ка лучше чем-то полезным») до отношения как к чему-то неизбежному — «ох, уж мне эти твои фантазии».

Дети рисуют Между тем именно фантазии являются показателем того, насколько младший школьник способен к творческой активности. Именно фантазия поможет ему в дальнейшем развивать творческие способности, важно, лишь направить энергию юного фантазёра в правильное русло. И делать это нужно еще с дошкольного возраста когда воображение ребёнка начинает активно развиваться.

Виды искусства, стимулирующие творческую деятельность ребёнка

Практически все виды искусства, с которыми сталкивается младший школьник на занятиях в школе тем или иным образом будут развивать его творческую активность. Это, прежде всего, искусство слова—литература, и сопутствующие занятия – развитие речи, литературное чтение. Изобразительное искусство, включающее в свои виды деятельности не только уроки рисования, но и создание предметов в технике народных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Сюда же можно отнести занятия музыкой, все разновидности танцев и балет.

Тем не менее, можно отметить, что школьная программа местами очень статична и не всегда предоставляет нужный простор развитию творческого потенциала ребёнка. Именно поэтому домашние занятия либо занятия факультативные, в профильных кружках и секциях помогут младшим школьниками реализовать их стремление к творческой активности в полной мере.

Задания для развития творческих способностей младших школьников в домашних условиях

Изобразительное искусство, образное мышление

  1. Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль).
  2. Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы.
  3. Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету)
  4. Техника «обратного рисования». Очень интересное занятие, которое займёт не только ребёнка, но и родителей. Ребёнок или взрослый держит карандаш вертикально, прижимая его кончик к листу бумаги. Карандаш должен оставаться неподвижным. Второй ребёнок (или взрослый) передвигает бумагу под карандашом таким образом, чтобы в итоге получился рисунок.

На первых занятиях это могут быть несложные задания: линии, простые фигуры (овал, круг, треугольник). В дальнейшем задания усложняются: предложите нарисовать фигуры животных, буквы, контуры известных предметов (дом, машина, цветок).

Сюжетно-ролевые игры, пантомимы

Пантомима предполагает использование таких инструментов актерского искусства для создания образа как пластика, мимика и жесты, без использования голоса. Основной задачей пантомимы в занятиях с детьми является развитие фантазии ребёнка и его актёрских способностей. Попросите ребёнка изобразить несколько хорошо знакомых ему ситуаций, (начинайте от простейших), например:

Ребенок рисует солнышко

  1. Вы гладите собаку.
  2. Вы читаете газету.
  3. Вы зажигаете газ в плите.
  4. Вы едите первое блюдо.
  5. Вы чините кран в ванной.
  6. Вы зашнуровываете ботинки.
  7. Вы смотрите телевизор.
  8. Вы вытираете пыль.
  9. Вы развешиваете белье для просушки.
  10. Вы пьёте очень горячий кофе.

Постепенно задания можно усложнять и предлагать ребёнку уже не конкретные ситуации для изображения, а абстрактные категории: радость, веселье, счастье, неожиданность и т.д.

Со временем, когда вы сможете загадывать и отгадывать уже совершенно различные слова и понятия, игра в пантомиму станет любимым видом совместного досуга для взрослых и детей.

Сюжетно-ролевая игра — один из замечательных способов проявить творческий потенциал ребёнка наиболее полно.

Варианты разнообразны. «Кем я хочу быть» — одна из любимых младшими школьниками сюжетно-ролевая игра. Её цель — не снабдить ребёнка познаниями в профориентации, вы предлагаете ему перевоплотиться в кого угодно — от героя любимой сказки до абстрактного человека (доброго, смелого) и неодушевлённого предмета (стол, машина, подъёмный кран).

Сначала попробуйте совместно продемонстрировать перевоплощение – позу, мимику, действия. Потом попросите ребёнка объяснить, о чём эти созданный им образ думает, как поступает, чего они ждут от других. Например, ребёнок решил «стать» школьным стулом. Предложите ребёнку рассказать о том, каким бы он хотел видеть тех, кто на нём сидит, о чём говорят дети, которые будут сидеть на этом стуле, и так далее.

В заключение проанализируйте с ребёнком, почему именно этот объект (понятие, предмет) был выбран им для перевоплощения.

Педагоги и психологи, утверждают, что раскрыть творческое начало (а оно обязательно есть в любом ребёнке) несложно. Младший школьный возраст – это период, предоставляющий замечательные возможности для формирования творческого пространства ребёнка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся – немаловажный и востребованный аспект в школьной системе воспитания и обучения.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

О том как развить творческие способности и воображение у детей рассказывает детский психолог:

Комментарии закрыты

Наверх