Как запомнить таблицу умножения легко и быстро

Перед каждым школьником обязательно встанет задача выучить таблицу умножения, а перед каждым родителем, соответственно, вопрос «Как научить ребёнка таблице умножения, затратив при этом минимум времени, нервных клеток и достигнув качественного результата?». На него мы сейчас постараемся ответить.

Несколько рекомендаций

 Во–первых, родителям лучше не ждать, когда таблицу умножения начнут объяснять в школе по программе, а подготовить ребёнка заранее. Идеально для того, чтобы выучить таблицу умножения, подходят летние каникулы.

Желательно составить для себя план, хотя бы примерный, в котором расписать, чем вы будете заниматься каждый день. План важен ещё и потому, что родители могли придерживаться разных подходов в обучении.

Так, бывалые говорят, что эффективнее учить таблицу умножения с конца, то есть начиная со столбика на 9. И этому есть веские доводы. Обычно дети без проблем запоминают и рассказывают примеры до 5–ти. Ну а дальше путаются и забывают. Иногда даже взрослый человек не может правильно ответить на вопрос из второй части таблицы умножения.

Вы можете начать и с единицы, как обычно. Просто запомните, что больше времени нужно будет уделить закреплению сложных примеров.

Нельзя кричать и унижать ребёнка, если какой–то пример не удаётся выучить сразу. Детки наши разные. Одни лучше улавливают на слух, другим важно видеть цифры перед глазами. Одни запоминают быстро и также быстро забывают. Другие запоминают медленно, но более фундаментально. Важны индивидуальный подход и терпение.

Ну и, конечно, универсальный совет для всех – использовать игровые элементы. Можно просто выучить, вызубрить таблицу умножения, но так у ребёнка останется ощущение рутинности, бессмысленности занятия. Игра же пробудит в ребёнке неподдельный интерес и, самое главное, стремление учиться. А запоминать он будет лучше и быстрее.

Сам процесс

Вначале необходимо объяснить таблицу умножения, точнее, её суть. «Что означает 2 умножить на 3?» – «Это значит, что нам нужно сложить двойку три раза: 2+2+2».

Обязательно в течение дня подкрепляем эти примеры ситуациями из реальной жизни: «Вот папа купил 2 набора карандашей для тебя и Маши, а в каждом лежит по 4 карандаша. Сколько всего карандашей?» – «4 прибавляем 4 или 2 умножаем на 4. Получаем 8».

Ребёнку также нужно разъяснить, что сумму «2+3+2» мы не сможем заменить умножением. А сумму «2+2+2» – сможем, потому что двойка во втором случае повторяется.

Дальше очень полезно показать ребёнку, что выучить таблицу умножения не так уж сложно. Особенно если вы заметили, что у него пропал энтузиазм после того, как он увидел её целиком.

Объясните, что любое число, которое умножается на 1, не меняется. А если число умножается на 10, достаточно к нему добавить 0.

Обратите внимание ребёнка на столбик с умножением на 5. Все ответы в нём всегда будут заканчиваться на 0 или на 5. Если умножаем на чётное число, то в ответе в конце мы увидим 0, если на нечётное – то 5. Все это поможет легко выучить таблицу умножения.

После этого можно объяснить ребёнку, что перемена местами цифр никак не влияет на результат. Это очень важное правило, и его нельзя пропустить. Объяснение можно строить, к примеру, так: «3 умножить на 2 равно 6. Как и 2 умножить на 3. Три мальчика положили в корзину по 2 яблока. И в корзине оказалось 6 яблок. Или два мальчика положили в корзину по 3 яблока. И в корзине также оказалось 6 яблок».

Если ваше дитё знает, сколько будет 4×8, то легко сможет умножить 8 на 4.

Если ребёнок забыл, сколько будет, к примеру, 7×3, подскажите ему, что он может вспомнить, сколько будет 3×7.

Применив эти советы, осваивайте столбец за столбцом в том ритме, который подходит вашему ребёнку.

Выделяйте дни, посвящённые только повторению.

Чтобы выучить таблицу умножения основательно, приводите примеры не только подряд, но и вразброс.

Поем, играем и танцуем

Таблица умнажения на 9Есть много проверенных способов, как научить ребёнка таблице умножения, закрепить выученное и при этом весело провести время. Вот некоторые из них.

  • Стишки и песенки.

Таблицу умножения в стихах сочинили несколько авторов. Это Марина Казарина, Андрей Усачев. Всем известна замечательная песня на слова Михаила Пляцковского «Дважды два – четыре». Скачайте тексты с интернета и используйте их. А если родители и ребёнок достаточно творческие, можно придумать и свои собственные стишки.

  • На пальчиках.

Обязательно покажите этот знаменитый фокус с пальчиками своему школьнику, когда будете изучать столбик на 9. Раскройте все 10 пальцев веером ладошками вниз. Выберите число, которое будете умножать. К примеру, 7. Начинайте отсчитывать пальцы с левого мизинца. Седьмым будет указательный палец правой руки. Загните его. И попросите ребёнка посчитать, сколько пальцев на руке до него, то есть слева, а сколько после, то есть справа. Получится, 6 и 3. Ответ: 7×9=63.

  • Карточки.

Выучить таблицу умножения помогут и карточки для запоминания. Их можно нарисовать самим или скачать с интернета и распечатать. На одной стороне карты должен быть изображён пример умножения, на её обороте – ответ. Ребёнок наобум вытягивает из стопки карточку и произносит ответ. Если он правильный, она откладывается. Если нет – остаётся в стопке. Игра заканчивается, когда на руках не останется карточек. В эту игру могут играть и двое.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Видео сюжет о том, как помочь ребенку легко запомнить таблицу умножения:

Оставьте свой комментарий

Наверх