В каком возрасте начинать учить ребёнка говорить

В первый год жизни ребёнка перед родителями, помимо всего прочего, встаёт задача — как научить говорить и развить речь ребёнка и чем раньше тем лучше. Чтобы малыш заговорил к концу года нужно следовать нескольким советам и учитывать возрастные особенности развития речи малыша.

Ребёнок разговаривает по телефонуЕсть немало предположений, что основы речи у малышей формируются задолго до появления на свет. — Ученые считают, что общее развитие ребёнка начинается ещё в утробе матери. — Еще неродившийся малыш способен воспринимать различные звуки, которые приходят из внешнего мира, в том числе слова, произносимые мамой и окружающими её людьми.

Развитие речи детей в раннем возрасте, в первые месяцы жизни, идёт наиболее активно. Ребёнок всячески познаёт мир, в который он пришёл. Это проявляется в различных движениях, функциях, мимике. В связи с отсутствием возможности говорить, в первые дни и недели жизни у малыша есть единственный способ обратить на себя внимание матери — это крик. По мере развития детского мозга, дети постепенно осваивают новые ступени в речевом познание, быстро переходя от одной стадии разговорных возможностей к другой.

Ступени развития речи от рождения

  1. Гуление — через несколько недель после рождения ребёнок начинает не только плакать и кричать, но и произносить первые звуки, состоящие из отдельных букв с упором на протяжные гласные, в просторечии «агукать»: а-а-ггу-у, э-э-э, гы-ы-ы. Агуканье или гуление с каждым месяцем жизни становится всё интенсивнее, разнообразнее и продолжительнее.
  2. Лепет — по мере дальнейшего развития, примерно к концу первых 6 месяцев жизни, дети начинают монотонно повторять одинаковые слоги: па-па-па, гы-гы-гы, да-да-да. Подмечено, что именно в этот период ребёнок старается подражать интонациям окружающих его людей, голоса которых он слышит, пока ещё разговаривая на своём, только ему понятном, языке. На этапе лепета речевое развитие ребёнка идёт максимально активно.
  3. Первые слова — примерно к концу начального года жизни большинство детей начинает складывать слоги в односложные и наиболее простые слова, смысл которых уже воспринимается с пониманием: мама, нет, дай. Обычно именно с этими словами связана огромная радость родителей, ведь малыш начал говорить свои первые слова!

По определённым общепринятым стандартам к двум годам малыши имеют в своём словарном запасе до двухсот слов и могут связывать их воедино в небольшие предложения. В возрасте же трёх лет основная группа детей знает, как правильно строить предложения и практически полноценно разговаривать с окружающими.

Стоит учитывать тот момент, что развитие каждого ребёнка идёт по-разному и слова могут появиться не к концу первого года жизни, а даже к третьему и позже. Это зависит от многих моментов и возможностей организма. Поэтому никогда не стоит ориентироваться на уровень речевой подготовки и достижений других детей в силу того, что развитие речи для каждого малыша индивидуально.

Как помочь ребёнку быстрее научиться говорить

Ребёнок говоритВ каком возрасте ребёнок начинает говорить зависит непосредственно от того, сколько внимания уделялось родителями развитию его речи. Именно потому, насколько полноценно разговаривает ваш ребёнок соответственно возрасту, можно определить, как он развит в общем. Уделяя время развитию речи вашего малыша, вы параллельно формируете его интеллект.

Чтобы речевые навыки малыша развивались активно, необходимо наличие определённых факторов. Речь возникает и развивается на основе соответствующих предпосылок биологического порядка, наличия различных психологических моментов и психического функционирования нервной системы. Но так как речь является и одной из самых важных социальных функций, то для её развития мало одних лишь биологических критериев, необходимо непосредственно заниматься её развитием.

Рекомендации по речевому развитию

  • Общайтесь с ребёнком ежедневно, уделяя этому достаточно внимания, и рассказывая о происходящем вокруг, объясняйте ему, зачем строить дома, почему летают птицы, куда течёт река, когда цветут деревья и т. д.
  • Читайте малышу книжки, соответствующие его возрасту, так как это один из самых эффективных методов развития речи у детей, способствующий накоплению пассивного словарного запаса, рассматривайте с детьми картинки, рассказывайте о том, кто изображён на них, учите малыша отвечать на вопросы по иллюстрациям: кто? зачем? где? когда?
  • Играйте с ребёнком в игры, соответствующие его возрасту: «качайте лялю», стройте домик из кубиков, рисуйте, играйте в «ладушки», сопровождая свои действия подробными комментариями.
  • Разговаривайте медленно, внятно и чётко, делая паузы между предложениями для лучшего усвоения ребёнком ваших слов, используйте простые доступные фразы, избегая сложных и плохо воспринимаемых оборотов.
  • Называйте предметы своими именами, а не односложными названиями из детского лепета;
  • Повторяйте одинаковые слова до тех пор, пока ребёнок не запомнит их.
  • Не заставляйте детей общаться, если они устали и плохо концентрируют внимание, они всё равно в этом случае не смогут адекватно реагировать на речевой процесс.
  • Пресекайте варианты общения жестами, делайте вид, что вы понимаете просьбу малыша исключительно в речевом аспекте.
  • Хвалите своего ребёнка за успехи, не ругайте за неправильно произнесённые слова, не перебивайте, если малыш долго не может выговорить фразу, дети должны чувствовать, что у них всё получается.

Маленькая девочка выражает удивление

Возможные сложности

Волнение у взрослых из-за возможных нарушений речи у детей может быть обоснованно лишь в следующих ситуациях:

  • Ребёнок имеет врождённые пороки речевого аппарата: расщелины нёба и губы.
  • Ребёнок не понимает вашу речь и не реагирует на собственное имя.
  • К двум годам жизни у малыша не появилось осмысленных слов, либо у него имеются близкие к словам формы, не используемые им для какого-либо общения с окружающими.
  • Ребёнок заикается и запинается во время попытки разговаривать, судорожно всхлипывает и задыхается.

Во всех подобных случаях необходимо обратиться за консультацией к логопедическому работнику для постановки диагноза, учитывая и другие важные факторы: аномальное протекание беременности, тяжёлые роды и пр.

Упражнения развивающие речь детей в раннем возрасте

Вышеуказанные правила общения с детьми каждому из родителей необходимо взять на вооружение и активно применять на практике. Но что делать, если даже выполняя все советы педагогов и врачей, ребёнок продолжает молчать? В этих случаях вам могут помочь различные упражнения, которые необходимо выполнять с детьми для дальнейшего продвижения речевого процесса:

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики это один из ключевых и действенных моментов для тренировки речевого аппарата и стимуляции зон мозга, которые влияют на речь. С раннего возраста начинайте массировать ребёнку ладошки, играйте в пальчиковые игры, постоянно давайте в руки малыша погремушки и различные предметы, которые он может удерживать самостоятельно. Детям постарше (непременно под присмотром родителей) можно давать рисовать пальчиковыми красками, разминать пластилин, нанизывать на верёвку бусинки, соединять различные мозаики и пазлы, собирать конструкторы, перекладывать маленькие предметы из одной баночки в другую.

Физические упражнения в виде артикуляционной гимнастики

Мама с дочкой показывают языкиТакие занятия можно проводить с детьми, которым уже исполнился год. Упражнения заключаются в том, что вы учите ребёнка в домашних условиях некоторым логопедическим приёмам: закрывание и открывание рта, поднимание и опускание языка. Тренировка мышц происходит не только когда дети лопочут или гулят, а и когда жуют, глотают, сосут грудь. Подмечено, что «искусственники» сталкиваются с речевыми проблемами чаще детей, находившихся на грудном вскармливании. Тренируйте артикуляционный аппарат малыша, заставляя делать язык «узким» и «широким», удерживать в нужном и верном положении, облизывать им губки, вылизывать ложку, снимая остатки еды. Пусть ребёнок цокает, как лошадка, чмокает, сплёвывает кусочки пищи и т. д.

Голосовые упражнения

Их можно уже начинать делать примерно с полугода. Так как дети с удовольствием подражают голосовым интонациям окружающих, нужно учить повторять их различные звуки, добиваясь определённого результата. Мычите, тарахтите, войте, каркайте вместе с ребёнком для тренировки языка.

Упражнения на согласные звуки

Ребёнок говорит в фонендоскопПрорабатывайте с малышом отдельно произношение согласных звуков, которые являются наиболее трудоёмкими для ребёнка в его работе над речью. Проговаривайте ребёнку различные поговорки и пословицы, заостряющие внимание на какой-либо отдельной согласной букве, акцентируя на ней внимание: Кар-ррл у Клар-ры укр-рал кор-раллы, Антош-шка как кош-шка залез на окош-шко и др.

Дыхательная гимнастика

Для вырабатывания правильной регуляции при выдохе силы воздушной струи, которая нужна для произнесения большинства звуков, необходимо просить ребёнка в игровой форме дуть на различные предметы без раздувания щёк. Для поддержания интереса детей к процессу, это могут быть бумажные самолётики и кораблики, одуванчики, мыльные пузыри, детские вертушки, кусочки ваты и бумаги, любые другие предметы, на изменение формы или состояния которых действует воздушная струя. Следите, чтобы выдох производился ртом, был мягкий и бесшумный, а вдох обязательно был носом.

Всему своё время, рано или поздно каждый малыш научится говорить.

Тем детям, которые даже после занятий в домашнем окружении так и не приобрели в достаточном объёме речевые навыки, всегда придут на помощь профессиональные педагоги: логопеды, психологи и невропатологи. Поэтому никогда не нужно переживать, опускать руки и расстраиваться по этому поводу. Любовь к своим детям, доброе и заботливое отношение к ним, терпение в достижении результатов непременно дадут свои плоды, и малыш постоянно будет радовать окружающих красивой, чёткой и правильной речью.

Дефектолог-логопед рассказывает, — как разговорить ребёнка и научит делать дыхательную гимнастику:

Оставьте свой комментарий

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Наверх