Когда ребенок начинает говорить? Как научить ребенка разговаривать?

В первый год жизни ребенка родители часто задаются вопросом — когда ребенок начинает говорить, как научить своего ребенка говорить как можно раньше. И самое волнительное когда к 1 году ребенок еще не разговаривает и общается жестами и звуками. Чтобы малыш заговорил к концу 1 года нужно следовать нескольким советам и учитывать возрастные особенности развития речи малыша.

Интересный факт!

Есть немало предположений, что основы речи у малышей формируются задолго до появления на свет. — Ученые считают, что общее развитие ребенка начинается еще в утробе матери. — Еще неродившийся малыш способен воспринимать различные звуки, которые приходят из внешнего мира, в том числе слова, произносимые мамой и окружающими ее людьми. Далее, первые месяцы жизни ребенка — это наиболее активный момент в развитие речи.

Так что начинать учить ребенка говорить, точнее, настраивать малыша на устную речь, можно уже с утробного периода, когда он еще не появился на свет. Если правильно и последовательно развивать рабенка, можно уже в 4 месяца услышать от него первые слова — «мама», «папа».

Учить говорить

Ступени развития речи от рождения

Во сколько же месяцев ребенок начинает гулить и агукать, говорить первые слова, выстраивать первые простые предложения:

  1. Гуление (агуканье) — может появиться и в 1 месяц и в 3 месяца после рождения. Ребенок помимо плача и крика  начинает произносить первые звуки, состоящие из отдельных букв с упором на протяжные гласные, в просторечии «агукать»: а-а-ггу-у, э-э-э, гы-ы-ы. Агуканье или гуление с каждым месяцем жизни становится все интенсивнее, разнообразнее и продолжительнее.
  2. Лепет — появляется у некоторых к 4 месяцем, а у других в 7 месяцев, что  тоже нормально.  Дети начинают монотонно повторять одинаковые слоги: па-па-па, ма-ма-ма, гы-гы-гы, да-да-да. Подмечено, что именно в этот период ребенок старается подражать интонациям окружающих его людей, голоса которых он слышит, пока еще разговаривая на своем, только ему понятном, языке. На этапе лепета речевое развитие ребенка идет максимально активно.
  3. Первые слова — появляются у некоторых уже к 6 месяцев, но чаще их можно ждать до 10 месяцев. Большинство детей начинает складывать слоги в односложные и наиболее простые слова, смысл которых уже воспринимается с пониманием: мама, нет, дай. Обычно именно с этими словами связана огромная радость родителей, ведь малыш начал говорить свои первые слова!
  4. Обычно к 2 годам малыши имеют в своем словарном запасе до 200 слов и могут связывать их воедино в небольшие предложения.
  5. В возрасте 3 лет основная группа детей знает, как правильно строить предложения и практически полноценно разговаривать с окружающими.

Как вы видите невозможно указать конкретный возраст, когда ребенок начинает говорить, поэтому так разнится возраст начала каждого периода развития речи ребенка. Бывает такое, что родители ждут первых слов в 6-7 месяцев, а ребенок даже к 2 года не начинают говорить. В редких случаях и в 3 года ребенок может играть в молчанку.

Это зависит от многих моментов и возможностей организма. Поэтому никогда не стоит ориентироваться на уровень речевой подготовки и достижений других детей в силу того, что развитие речи для каждого малыша индивидуально.

Как помочь ребенку быстрее научиться говорить

Ребёнок разговаривает по телефонуЧасто факт того, когда ребенок начинает разговаривать, зависит от частоты занятий с ребенком, — провоцируют ли родители ребенка на произношение слов или потворствуют интуитивному общению с ребенком.

Именно потому, насколько полноценно разговаривает ваш ребенок соответственно возрасту, можно определить, как он развит в общем. Уделяя время развитию речи вашего малыша, вы параллельно формируете его интеллект.

Чтобы ребенок заговорил как можно раньше, необходимо наличие определенных факторов. Конечно, то, что ребенок еще не разговаривает, можно оправдывать особенностями биологических факторов (наследственностью), наличием различных психологических моментов и психического функционирования нервной системы — и это действительно имеет место.

Но не стоит недооценивать грамотный и своевременный подход родителей к развитию своего ребенка: ведь систематическое, настойчивое и спокойное общение с ребенком в процессе игр и каждодневных занятий, играет большую роль в раннем развитие речи ребенка. А одно только то, что родитель каждый раз мгновенно дает ребенку все, на что тот указывает пальцем, тормозит развитие речи ребенка. А вы так делаете?

Правила

  • Общайтесь с ребенком ежедневно, комментируйте все происходящее. Уделяя этому достаточно внимания, и рассказывая о происходящем вокруг, объясняйте ему, зачем строить дома, почему летают птицы, куда течет река, когда цветут деревья и т. д.
  • Читайте малышу книжки. Книги должны соответствовать его возрасту, так как это один из самых эффективных методов развития речи у детей, способствующий накоплению пассивного словарного запаса, рассматривайте с детьми картинки, рассказывайте о том, кто изображен на них, учите малыша отвечать на вопросы по иллюстрациям: кто? зачем? где? когда?
  • Играйте с ребенком в игры. Игры тоже должны соответствовать его возрасту, чтобы он легко с ними справлялся: «качайте лялю», стройте домик из кубиков, рисуйте, играйте в «ладушки», сопровождая свои действия подробными комментариями.
  • Разговаривайте медленно, внятно и чётко, делая паузы. Для лучшего усвоения ребенком ваших слов, используйте простые доступные фразы, избегая сложных и плохо воспринимаемых оборотов.
  • Называйте предметы своими именами. А не односложными, уменьшительно-ласкательными, названиями из детского лепета .
  • Повторяйте одинаковые слова до тех пор, пока ребенок не запомнит их.
  • Не заставляйте детей общаться, если они устали и плохо концентрируют внимание. Они все равно в этом случае не смогут адекватно реагировать на речевой процесс.
  • Пресекайте варианты общения жестами. Делайте вид, что вы понимаете просьбу малыша исключительно в речевом аспекте.
  • Обязательно хвалите своего ребенка за успехи! Не ругайте за неправильно произнесенные слова, не перебивайте, если малыш долго не может выговорить фразу, дети должны чувствовать, что у них в большей степени многое получается, иначе они потеряют интерес.

Упражнения

Вышеуказанные правила общения с детьми необходимо взять на вооружение каждому из родителей и последовательно применять на практике. Однако есть еще несколько важных факторов позволяющих не только научить ребенка разговаривать как можно раньше, но и поспособствовать общему раннему развитию, что вдвойне полезно. Эти упражнения важно применять всем детям без исключения, а детям которые отказываются разговаривать в указанный выше возраст наиболее активно.

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики это один из ключевых и действенных моментов для тренировки речевого аппарата и стимуляции зон мозга, которые влияют на речь. С раннего возраста начинайте массировать ребенку ладошки, играйте в пальчиковые игры, постоянно давайте в руки малыша погремушки и различные предметы, которые он может удерживать самостоятельно.

Детям постарше (непременно под присмотром родителей) можно давать рисовать пальчиковыми красками, разминать пластилин, нанизывать на веревку бусинки, соединять различные мозаики и пазлы, собирать конструкторы, перекладывать маленькие предметы из одной баночки в другую.

Подробней о развитие мелкой моторики вы узнаете из статьи по ссылке.

Физические упражнения (артикуляционная гимнастика)

Мама с дочкой показывают языкиТакие занятия можно проводить с детьми, которым уже исполнился 1 год. Упражнения заключаются в том, что вы учите ребенка в домашних условиях некоторым логопедическим приемам: закрывание и открывание рта, поднимание и опускание языка. Тренировка мышц происходит не только когда дети лопочут или гулят, а и когда жуют, глотают, сосут грудь.

Подмечено, что «искусственники» сталкиваются с речевыми проблемами чаще детей, находившихся на грудном вскармливании. Тренируйте артикуляционный аппарат малыша, заставляя делать язык «узким» и «широким», удерживать в нужном и верном положении, облизывать им губки, вылизывать ложку, снимая остатки еды. Пусть ребенок цокает, как лошадка, чмокает, сплевывает кусочки пищи и т. д.

Голосовые упражнения

Их можно уже начинать делать примерно с 6 месяцев. Так как дети с удовольствием подражают голосовым интонациям окружающих, нужно учить повторять их различные звуки, добиваясь определенного результата. Мычите, тарахтите, войте, каркайте вместе с ребенком для тренировки языка.

Упражнения на согласные звуки

Ребёнок говорит в фонендоскопПрорабатывайте с малышом отдельно произношение согласных звуков, которые являются наиболее трудоемкими для ребенка в его работе над речью. Проговаривайте ребенку различные поговорки и пословицы, заостряющие внимание на какой-либо отдельной согласной букве, акцентируя на ней внимание: Кар-ррл у Клар-ры укр-рал кор-раллы, Антош-шка как кош-шка залез на окош-шко и др.

Дыхательная гимнастика

Для вырабатывания правильной регуляции при выдохе силы воздушной струи, которая нужна для произнесения большинства звуков, необходимо просить ребенка в игровой форме дуть на различные предметы без раздувания щек. Для поддержания интереса детей к процессу, это могут быть бумажные самолетики и кораблики, одуванчики, мыльные пузыри, детские вертушки, кусочки ваты и бумаги, любые другие предметы, на изменение формы или состояния которых действует воздушная струя. Следите, чтобы выдох производился ртом, был мягкий и бесшумный, а вдох обязательно был носом.

Подробней о развитие речевого дыхания вы узнаете из статьи по ссылке.

Если ребенок не разговаривает

Волнение у взрослых из-за возможных нарушений речи у детей может быть обоснованно лишь в следующих ситуациях:

  • Ребенок имеет врожденные пороки речевого аппарата: расщелины неба и губы.
  • Ребенок не понимает вашу речь и не реагирует на собственное имя.
  • К двум годам жизни у малыша не появилось осмысленных слов, либо у него имеются близкие к словам формы, не используемые им для какого-либо общения с окружающими.
  • Ребенок заикается и запинается во время попытки разговаривать, судорожно всхлипывает и задыхается.
  • Во всех подобных случаях необходимо обратиться за консультацией к логопедическому работнику для постановки диагноза, учитывая и другие важные факторы: аномальное протекание беременности, тяжелые роды и пр.

В остальном — всему свое время, от вашего упорства и желания самого малыша зависит то, когда ваш ребенок начнет говорить. Рано или поздно, если нет патологий, все начинают говорить. Тем детям, которые даже после занятий в домашнем окружении так и не начали разговаривать в отведенный им возраст, всегда придут на помощь профессиональные педагоги: логопеды, психологи и невропатологи. Поэтому никогда не нужно переживать, опускать руки и расстраиваться по этому поводу. Много положительных случаев, когда дети не говорили даже в 3 года, а после занятий с профессионалами нагнали своих ровесников и даже перегнали их.

В видеоролике дефектолог-логопед рассказывает, — как разговорить ребенка и научит делать дыхательную гимнастику:

Оставьте свой комментарий

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Наверх