Как научить ребёнка одеваться самостоятельно

Не секрет, что многие родители с нетерпением ждут момента, когда подрастающие дети станут немного самостоятельнее, научатся есть и ходить в туалет без помощи взрослых, одеваться, обуваться и и завязывать шнурки самостоятельно.

Как научить ребёнка одеваться самостоятельно? Рано или поздно этот вопрос озадачит многих родителей. На самом деле, больших сложностей в получении этих навыков нет, но есть ряд моментов, на которые стоит обратить внимание, перед тем как вы начнёте учить малыша  одеваться без помощи взрослых.

Учимся одеваться – подготовительные занятия

Ребёнок одеваетсяНа подготовительном этапе желательно обучить некоторым операциям, с которыми они  обязательно столкнутся, когда начнут одеваться сами.

Это следующие манипуляции: застёгивание пуговиц и кнопок, липучек и змеек; также можно научить ребёнка одевать домашние штанишки, колготки и леггинсы — наиболее простые в одевании элементы повседневной одежды. Для начала объясните крохе (проиллюстрировав собственным примером) как удобнее надевать брюки.

Предложите малышу сесть  и вытянуть ноги. Пофантазируйте вместе, расскажите ему, что каждая штанина — это маленькая норка, куда должна спрятаться мышка (его ножка), за которой гонится лиса. Аналогичные операции можно проделать с носочками. Расскажите ребёнку, что его стопа – это маленькая зверушка, которая замёрзла и хочет погреться в норке (носочке). Покажите, как легче надевать носки, сев и вытянув ножки перед собой. Для начала потренируйтесь аналогичным образом на кукле или мягких игрушках.

Тренировку с пуговицами, кнопками и другими застёжками можно начать в процессе одевания и раздевания кукол, постепенно переходя на одежду малыша. Хорошим подспорьем будут  специальные обучающие пособия (мягкие игрушки с липучками, кармашками и шнуровками).

Я – сам (личная мотивация)

Ребёнок одевается самОчень важный момент, который рано или поздно настаёт в жизни любого ребёнка. Именно в этот период  он активно стремится одеться и раздеться самостоятельно, отвергая помощь взрослых.  Очень важно, с одной стороны, всячески поощрять это его стремление,  с другой – хорошо представлять, как научить ребёнка одеваться самостоятельно, при  этом сведя к минимуму окрики и принуждение.

В то же время необходимо набраться терпения, так как  некоторые операции  поначалу будут даваться с трудом.

Обязательно поощряйте и отмечайте достижения и удачи, это является серьёзным дополнительным стимулом  в процессе обучения. Помните, что личная мотивация – одно из необходимых условий для получения детьми новых навыков. Если дети заинтересованы, то они быстро добиваются успехов в любом деле.

Учимся одеваться: важные моменты

Одежда. Одежда, с которой вы начнёте обучение ребёнка, должна быть свободного кроя, из мягких, слегка тянущихся тканей. Идеальный вариант для начала обучения – не джинсы, красивые платья и верхняя одежда, а то, в чём ребёнок ходит дома:  домашняя, трикотажные лосины и регланы, футболки, колготы, носки, нижнее белье. Это связано с тем, что те же джинсы, пошитые из плотной ткани, и, как правило, узкие в талии, малышу, не имея соответствующих навыков, будет надеть затруднительно.  Неудача может вызвать сильную негативную реакцию на процесс одевания-раздевания, что отразится на ходе обучения.

Обувь. Первая обувь, которую ребёнок будет учиться одевать, должна быть максимально удобной и простой для застёгивания. Лучше избегать шнурков, а отдать предпочтение обуви на липучках или боковой змейке. Необходимо также, чтобы модель учитывала особенности стопы малыша. Детям, стопа которых отличается высоким подъёмом, следует избегать узких моделей обуви на шнуровке, так как у малыша могут возникнуть трудности в процессе обувания. Желательно, чтобы шнуровка дублировалась боковой змейкой либо вообще отсутствовала. К обучению ребёнка завязывания шнурков можно приступить позже, когда он уже уверенно научится одеваться самостоятельно.

Элементы одежды: верх-низ, рукава, штанины, горловина, «шиворот-навыворот»

  • Ознакомьте ребёнка с элементами одежды: рукавами, штанинами, горловиной, носочками. Потренируйтесь в определении частей одежды, используя в качестве примера один из предметов одежды. Можно воспользоваться одеждой кукол или любимых игрушек.
  • Покажите и объясните разницу между изнаночной (внутренней стороной) и наружной (лицевой). Для того чтобы малыш легче запомнил разницу, расскажите, что на лицевой стороне одежды есть рисунки, кармашки, кружева, надписи, украшения. А на внутренней стороне –  только изнаночные швы.
  • Обратите внимание на то, что если одежда вывернута на изнаночную сторону, то перед  тем, как начать одеваться, её необходимо вывернуть на лицевую сторону. Закрепите навыки выворачивания, тренируясь на одном из предметов одежды.
  • Очень часто дети одевают одежду «задом на перёд» Объясните различия, подчеркнув, что именно на передней части находятся их любимые рисунки элементы украшения. А вот на задней части как, правило, ничего не изображено. Более того, на задней части одежды, изнутри, часто вшиты бирки производителя – похожие на маленькие «белые хвостики».  Попросите малыша перед тем, как он начнёт одеваться, проверять, чтобы «хвостики» оставались сзади.

Ребёнок одевает футболкуПосле того как юный ученик перестал путаться в частях одежды, уверенно отличает её лицевую изнаночные стороны, научился выворачивать и определять переднюю и заднюю части, можно начинать учить его одеваться самостоятельно.

Для начала пусть ребёнок попробует одеть куклу или любимую игрушку. При этом необходимо предложить ему следующий алгоритм:

  • Определить переднюю (лицевую часть)
  • Положить выбранную одежду передней частью вниз на стол, диван
  • Расправить одежду (у реглана рукава, у леггинсов или брюк – штанины). Взять одежду в руки и одеть на голову куклы, затем просунуть руки куклы в рукава.

Как только малыш начнёт уверенно справляться с одеванием куклы, предложите ему попробовать сделать то же самое самостоятельно со своей одеждой.

Ох уж этот «копуша»…

Главное, понимать, что успех в обучении одеваться самостоятельно очень сильно зависит от темперамента ребёнка. Флегматичные, скрупулёзные и последовательные дети будут одеваться медленно, тщательно контролируя процесс, и, конечно, вызывая негодование родителей. Между тем это не значит, что ребёнок будет пожизненным «копушей», просто ему требуется больше времени для освоения нужного навыка. Зато, когда он с уверенностью им овладеет, то, вероятнее всего, будет выходить на улицу аккуратным, тщательно застёгнутым и заправленным.

Дети подвижные, схватывающие указания и информацию на лету, скорее всего, быстро научатся одеваться самостоятельно. Но именно эти детки часто грешат одеванием одежды «задом-наперёд», «шиворот- навыворот». Они так хотят быстрее одеться и услышать похвалу родителей, что могут забыть застегнуть штанишки или завязать шапочку, одеть колготки задом наперёд, а реглан – наизнанку.

И в первом, и во втором случае нужно, чтобы родители обращали больше внимания на успехи, а не на неудачи. В то же время ошибки и неудачи нельзя оставлять без внимания, их необходимо  совместно проанализировать и попросить малыша в следующий раз быть внимательнее.

Помните!

Все дети рано или поздно научатся одеваться самостоятельно, без помощи родителей. Чем больше терпения, такта и родительского внимания будет оказано ребёнку в процессе получения этих навыков, тем быстрее он ими овладеет.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как научить ребенка одеваться самостоятельно и не только об этом, рассказывает психолог:

Комментарии закрыты

Наверх