Развитие ребенка в 1 год: что должен уметь, как развивать

Развитие ребенка в 1 год, как и в последующие 2 года имеет самый высокий потенциал. «После трех уже поздно» — так считает японский инженер и предприниматель, сооснователь Sony и автор данной книги — Масару Ибука. Гленн Доман, —  автор одноименной развивающей методики, назвал эту книгу одной из важных книг, когда-либо написанных на земле! Стоит вспомнить, как быстро дети постигают речь и учатся иностранным языкам к трем годам, намного быстрее чем взрослые. На что еще способен ребенок, что он умеет в 1 год, и что советуют специалисты, для развития его способностей, — читаем далее.

Что умеет ребенок в 1 год?

В первый год своей жизни ребенок активно учится, повторяя за взрослыми. Поэтому, если родители занимались с ребенком, малыш будет уметь следующее.

  • Ребенок умеет говорить простые слова, например, «мама», «папа», «баба», «дай», и т.д.
  • Даже если еще не может сказать, но уже понимает значение многих слов и может указать на них. Например, может указать на определенные части тела, игрушки, бытовые объекты, объекты на улице.
  • Ребенок различает интонации и узнает голоса.
  • Слыша музыку, будет пританцовывать.
  • Узнает знакомых и реагирует на них.
  • Подражает действиям взрослых. Когда его просят, — машет рукой, шлет воздушный поцелуй и т.п.
  • Ребенок уже может ходить без поддержки взрослых, но часто чередует с ползаньем.
  • Он становиться более любопытным и изучает все, что попадется на его пути.
  • Может держать карандаш в руках, и рисует каракули.
  • Любит когда мама читает ему книжку, любит рассматривать картинки.
  • Просится на горшок.

Подробней о том, что должен уметь ребенок в 1–3 года, вы узнаете в статье о сенсорном развитие ребенка раннего возраста.

Кризис первого года

Именно с возросшей активностью ребенка к первому году жизни и связан первый кризис. Малыш любопытен, многое хочет изучить и сделать, но пока не в состоянии объяснить родителям, чего он хочет, и не может сделать того многого, что хотел бы. От этой беспомощности и возникают частые историки. Психологи не рекомендуют ругать и припираться, усиливая истерику еще больше. Необходимо взять ребенка на руки и успокоить, если он закатил истерику прилюдно, отнести его домой или в уединенное место. Найдя общий язык с ребенком, кризис может пройти для вас незаметно.

Развитие ребенка в 1 год

Как развивать ребенка в 1 год?

  • Запомните, что ребенок повторяет все за вами, поэтому вам самим нужно подавать пример. — Делайте вместе зарядку, давайте возможность помочь (в силу его возможностей) по дому: просите что-то принести, убирайте вместе игрушки.
  • В этом возрасте ребенок готов активно познавать этот мир, нельзя ему в этом мешать, нужно только направлять и корректировать. Учите звонить по телефону, выключать свет, включать и выключать музыку, стараясь объяснять доступным языком опасности некоторых ботовых приборов, и их хрупкость, где-то показать наглядно. — Чтобы приходило понимание, что нельзя лезть в розетку и постоянно щелкать выключателем. А особо любопытным можно сделать безопасный бизиборд, для изучения любимых замочков, кнопочек, выключателей и т.п.
  • Старайтесь все объяснять и показывать наглядно, что и как работает, как устроено и для чего необходимо. Даже если вам придется объяснять по несколько раз, — наберитесь терпения, это окупится, — ребенок будет более сообразительным и не потеряет интерес к познанию этого мира.
  • Всегда разговаривайте с ребенком, комментирует все действия, просите ребенка выполнять необходимые действия. Провоцируйте его речь, не поддаваясь на интуитивное понимание своего ребенка. Особенно, это важно, если ваш ребенок еще не начал разговаривать.
  • Читайте ему книги, смотрите развивающие мультики. Это тоже поможет малышу разговориться.
  • Рисуйте как можно чаще, причем не только правой рукой, но и левой. Так вы активизируете к развитию разные части головного мозга. Учитесь рисовать простые формы (животные из кружков, треугольников, овалов, квадратов, линий и т.п.).
  • Пускай то, что ребенок уже может выполнить, он делает сам, — приучайте к самостоятельности. Даже если это займет больше времени, — выделите на это время. Ребенок в 1 год уже учится кушать самостоятельно, поощряйте его. Приучайте малыша к горшку, с года уже пора. Ребенок уже способен учиться самостоятельно одеваться, пускай и не полностью.
  • С года, если ребенок уже способен разговаривать, начинайте учить короткие стишки и потешки, — у детей хорошая память, так вы тренируете ее еще больше.
  • Уже с года можно начать обучение первым буквам и цифрам. Некоторые родители учат первые английские слова, показывая на картинки. Но лучше дождаться пока ребенок заговорит на языке окружения (родном языке).
  • Уделяйте должное внимание физическому развитию: играйте в активные игры, делайте зарядку, массаж.

Развивающие игры для детей в 1 год

  • Игрушки учат жизни. С играми точно так же, как и в жизни. Ребенок еще многого не понимает, но уже готов учиться. Показывайте все необходимые для него действия на игрушках. — Кормите игрушки, укладывайте спать, причесывайте кукол, мойте их, готовьте на игрушечной кухне, подружите игрушки. Объясняйте, что любое действие ведет к определенным последствиям. — Если малыш кинул игрушку, игрушке может быть «больно» и ее надо пожалеть, и полечить. Воссоздавайте ситуации в игре. — Все те действия, что совершаются с игрушками, ребенок точно так же будет применять в жизни. С помощью правильных игр вы научите ребенка здоровому поведению.
  • Игрушки для интеллекта. Для развития интеллекта ребенка придумано много развивающих игрушек, — пользуйтесь ими. Например: конструкторы, кубики, развивающие игрушки Монтессори. Всегда направляйте его действия и давайте задания, следите за правильностью выполнения. Специалисты советуют не покупать ребенку большого количества игрушек, чтобы его внимание не рассеивалось. Сосредоточьтесь на нескольких, а когда ребенок их освоит, приступайте к следующим, убирая предыдущие.
  • Развиваем мелкую моторику. Используйте игры, развивающие мелкую моторику, — это взаимосвязано с развитием интеллекта вашего ребенка. Конструкторы, пальчиковый театр, игры с крупами, — подобных игр сейчас много, выбирайте наиболее интересные вашему ребенку.
  • Творчество. Занимайтесь творчеством: рисуйте, лепите, вяжите веревочки, клейте, вырезайте. — Это не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию воображения и мышления.

Методики раннего развития детей от 1 года

Для начала, советую ознакомиться с популярными методиками раннего развития. Все они достаточно эффективные, выбирать надо ту, которая будет вам ближе всего.

Самые популярные на сегодня: методика Марии Монтессори; методика Гленн Домина. — Они могут вам пригодиться в развитие вашего малыша.

Загляните в книжный магазин, многие книги по раннему развитию стали уже бестселлерами на рынке, я советую к ним присмотреться. Например, нашумевшая, упомянутая мной выше, книга — «После трех уже поздно» Масару Ибука. Ознакомьтесь подробней с методом Марии Монтессори в книге «Энциклопедия Монтессори. Раннее развитие, воспитание, среда».

Полезно, если у родителей под рукой будет книга с играми и развивающими занятиями для детей от 1 года. Например, «Годовой курс развивающих занятий для малышей от 1 до 2 лет» от Елены Янушко.

Специалист по раннему развитию
Ксения Понаморева

Комментарии:
  1. Лиля

    Спасибо за статью! Благодаря Вам открыли для себя конструктор, персонажи очень хорошо подходят для разыгрывания сценок, можно строить и перестраивать окружение, развивая мелкую моторику.


  2. Molli

    Методик очень много, я еще в беременность много чего перечитала и Данилову (доманская, адаптированная под Россию), и Масару Ибука (тоже доманская основа), Сузуки. Некоторые программы «Умница» тоже по доманской составлены, рассматриваю их для занятий с сыном.
    Есть еще Сессиль Лупан, Тюленева, Никитины, Чаплыгина, Кюизенер, Воскобович… Вольфдорская школа. Кто нибудь использует их в реальности в раннем развитии? Мне кажется правильней взять что-то, что больше нравится из любой выше представленной и использовать…


Наверх