Советы родителям по воспитанию детей

При покупке компьютера, смартфона, стиральной машины или автомобиля вы скорее всего интересуетесь что и как с ними делать. Кто-то предпочитает выяснить по-максимуму у продавца-консультанта, некоторые читают книжечку с инструкциями, смотрят ролики в сети, читают статьи или спрашивают у более продвинутых друзей-подруг. Но к ребёнку не прилагается мануал пользователя или разъяснения опытного продавца. И часто родители пытаются воспитывать по-старинке – так, как было принято в их семьях и как воспитывали их самих. Это тоже самое, как использовать только одну программу стирки на современной стиральной машинке, не пользоваться пультом для переключения теле-программ или только звонить другим людям с помощью смартфона и при этом искать, как вращать диск с цифрами. Призываю вас развиваться в области взаимодействия с детьми, узнавать новые методы и помнить, что сейчас рождаются совсем другие детки и каждый из них уникален.

Мама и дочьКто может оказать помощь начинающим родителям в столь непростом деле как воспитание ребёнка? Кто даст важные и необходимые советы родителям по воспитанию детей?

Искусство воспитания тесным образом связано с тремя отраслями науки, посвящённой изучению человека: это педагогика, психология, биология. Поэтому, для тех родителей, которым небезразличны проблемы детского воспитания совершенно нелишними будут консультация детского врача, мнение педагога, ну а наиболее универсальными и информативными будут советы психолога по воспитанию детей.

Многие из нас не родились образцовыми воспитателями и уж точно не имеют диплома психолога, а кому-то рутина педагогики покажется скучной и неинтересной. Для того чтобы сориентироваться в том море информации, которая связана с советами по воспитанию ребёнка, достаточно выделить и проанализировать основные рекомендации психологов и педагогов. Понимание этих моментов существенно облегчит родителям процесс взаимодействия с подрастающим поколением.

Базовая потребность ребёнка

Любящая семьяПоявившись на свет, человеческий детёныш находится в полной зависимости от своих родителей. Без их внимания и ухода он может умереть, ведь у него нет возможности позаботиться о себе самостоятельно – он не передвигается, не может обеспечить себя пищей. Понимание того, что родители, их забота и внимание являются для него гарантией выживания, заложено в его жизненную программу, оно иррационально и является его неотъемлемой частью.

Очень важно для ребёнка в первые минуты и дни своей жизни — это установить и удержать контакт, свидетельствующий о его глубокой связи с родителями. Именно понимание этого механизма, приятие его на эмоциональном уровне, позволит родителям достигнуть максимального взаимопонимания с ребёнком в дальнейшем.

Помните, что чаще всего капризы маленького ребёнка вызваны как раз его потребностью постоянно подтверждать родительскую привязанность.

Доказать ребёнку, что он любим и тесно с вами связан это очень просто — достаточно взять его на руки, подбодрить ласковым словом, обнять и успокоить.

Поведение ребёнка — «зеркало» поведения родителей

Помните, что большая часть поведенческих реакций ребёнка обусловлена тем, что он ежедневно видит перед своими глазами.

Родители позволяют себе резкие высказывания в чей-то адрес, ведут себя невежливо по отношению к окружающим, не замечают потребностей тех, кто в них нуждается — и у ребёнка появляется не самый лучший пример для подражания. Ведь именно родителей ребёнок вольно или невольно копирует, именно их поведение, привычки и образ жизни закладывают у маленького человека систему ценностей, руководствоваться которой он будет в течение всего своего жизненного пути.

Ваше детство принадлежит только вам

Крайне нежелательно проецирования личного детского опыта родителей на своих детей.

Отец и дочь«У него всё будет не так, как у меня», «его никто не будет пичкать морковкой», «ей не придётся заниматься этим противным плаваньем», или наоборот: «я училась играть на пианино – и ей (ему) не помешает». Знакомые слова? А между тем ребёнок вполне может любить морковку, получать дикий восторг на занятиях по плаванию, но для его родителей, ограниченных рамками своего, зачастую негативного детского опыта, это может остаться неизвестным.

Если проанализировать эти наблюдения, то становится ясно, что родительские представления о том, что для ребёнка плохо, а что хорошо, тесно связаны с представлениями об этом их же отцов и матерей, которые, как это ни горько признавать, вряд ли были идеальными педагогами. Поэтому желательно использовать исключительно позитивный опыт вашей детской жизни, помня, однако, об обратной стороне медали – то, что оказалось полезным и нужным одному ребёнку не обязательно подойдёт и будет необходимым для другого.

Запреты? Нет! Рамки и ограничения — Да!

Прогуливаясь рядом с детской площадкой, часто можно слышать поток родительских окриков: «я запрещаю тебе лазить туда-то», «не смей делать то-то», «вот ты у меня сейчас получишь!» и так далее. Тем более удивительно, что реакция на столь ультимативные заявления родителей, незаметна, а эффективность их равно нулю. Ребёнок обязательно отыщет способ сделать то, что ему надо, используя при этом редкую изобретательность и смекалку.

Более эффективным методом, чем раздражённые крики, будет разработка (можно) совместно с ребёнком системы ограничений, позволяющих делать ему многое, но в заранее оговорённых рамках.

Если перед выходом из дома обговорить список мест, которые вы нашли интересными и безопасными для прогулки, пояснив своё решение, а во время прогулки несколько раз напомнить и ещё раз заострить внимание на этих моментах, то необходимость одёргивать и кричать на ребёнка на улице отпадёт сама собой.

Ты меня слушаешь?

Ребёнок и мамаБольшинство проблем во взаимоотношениях детей и родителей возникает по причине «сломанного телефона», помните эту игру? Настоящее слово пока пройдёт цепочку всех игроков к концу её уже может оказаться словом совершенно иным – так оно исказится в течение своего пути. Также и в общении с ребёнком – его поведение далеко не всегда чётко соотносится с тем, что он говорит, а его слова иногда прямо противоречат тому, что он делает.

Для того чтобы наладить взаимопонимание, желательно помнить о следующем:

  • Ребёнок имеет право на эмоции. Разделив их с ним («я понимаю, что ты взволнован», «мне понятно, что тебе обидело»), вы поможете ему справиться с чувствами, что поможет найти эффективное решение возникшей проблемы.
  • Учитесь взаимодействовать: описывая возникшую проблему, старайтесь делать это кратко, но предельно ясно, предоставляя максимум информации, не забывая упомянуть о своих ощущениях в связи с происходящим.

Помните, что основные факторы, влияющие на ваши взаимоотношения с ребёнком – это привязанность и любовь. А советы квалифицированных специалистов, психологов и педагогов помогут сделать эти отношения ценными и доверительными, для всей семьи.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Психолог и гештатльт-терапевт Мария Таргакова о воспитании детей:

Комментарии закрыты

Наверх