Как отучить ребёнка от компьютера

У современных детей полно соблазнов — телевизор, виртуальные игры, всяческие 3D и 7D кинотеатры. Это все заменяет им реальность и создаёт много сложностей в развитии. Большинство родителей порой чувствуют беспомощность и не знают как отучить ребёнка от компьютера.

Компьютер

Причины

Для начала попробуем рассмотреть причины, по которым возникает эта зависимость и каковы последствия, к которым она приводит:

  • Может возникать при неудовлетворённости окружающим миром. У детей высокая потребность в самовыражении. И не всегда они умеют направить свою энергию в продуктивную реализацию себя и своих мыслей. Они легко могут подпадать под влияние и увлекаться. В игре им хорошо, они там сильные и успешные. Ведь в крайнем случае можно вернуться и переиграть. Со временем игровой мир меняет их мировоззрение и вытесняет реальность. Последствиями служит то, что в реальности они испытывают сложности в общении со сверстниками и ощущают себя слабыми.
  • Напряжённая атмосфера в семье толкает их на побег в виртуальный мир. Сложные отношения с родителями или друзьями — для ребёнка это колоссальный стресс. Он нуждается в месте, где сможет расслабиться и забыть о проблемах. Социальные сети или игры помогают им самоизолироваться от окружающей и сложной для них действительности.

Последствия

Последствия психологического характера

  • Со временем ребёнок становится раздражительным, агрессивным, очень быстро устаёт. Пропадают ощущения радости, беззаботности и прелести детства.
  • Может возникать мнимое превосходство над другими. Как полярность их реальной очень низкой самооценки.
  • Наблюдаются нарушения сна.
  • Теряется интерес к другим занятиям и людям.
  • Даже если в данный момент ребёнок не за компьютером он всеми мыслями погружен в игру. Он размышляет о том, какой уровень его ожидает, что он дальше будет делать…
  • При угрозе, что любимую игрушку отберут или выключат, может ощущать панику или проживать депрессивные состояния.

Физические заболевания

  • При длительном контакте с экраном монитора ухудшается зрение, возникает синдром «сухого глаза».
  • Проявляется искривление позвоночника, и соответственно нарушение осанки.
  • При нарушении питания могут возникать запоры или диарея.
  • Малоподвижный образ жизни вполне может спровоцировать ожирение.
  • Дети с компьютерной зависимостью страдают хронической усталостью.

Влияние компьютерной реальности на неокрепшую психику ребёнка достаточно существенны, более подробно вы можете ознакомится с последствиями в предыдущей статье. И более подробно о влияние такой зависимости на здоровье ребёнка в другой статье.

Признаки зависимости

  • Когда родители зовут, а ребёнок выражает нежелание отвлекаться от компьютера.
  • Становится раздражительным, если всё-таки отвлекли или забрали электронную игрушку.
  • Не может точно сказать, через сколько освободится или закончит игру.
  • Забывает об учёбе, других увлечениях, друзьях. Пренебрегает отношениями с другими.
  • Ест только за компьютером.
  • Ощущает эмоциональный подъём в основном во время игр в виртуальной реальности. Может даже испытывать эйфорию.

Ребёнок злиться

Стадии зависимости

Существуют стадии развития привязанности к виртуальной реальности:

  1. Стадия лёгкой увлечённости. Носит ситуационный характер. Игра пока не составляет список ценностей, но при этом уже хочется повторить действия, благодаря которым испытал удовольствие. Вследствие этого ребёнок начинает играть все чаще, уже не случайным образом попадая к монитору.
  2. Стадия увлечённости. В это время формируется новая потребность, которой прежде не было в системе ценностей ребёнка — виртуальная реальность. Процесс игры уже носит систематический характер. Активно может предпринимать действия для того, чтобы всегда был доступ к компьютеру.
  3. Стадия зависимости. Становится раздражительным и вспыльчивым. Меняется ценностная система. Могут играть совместно с другими игроками по сети, конкурируя таким образом. В таком случае поддерживается связь с социумом и маловероятно, что удастся уйти от реальности. А могут самоизолироваться. Тогда нарушается взаимодействие с окружающим миром. Игра для них становится базовой потребностью. Психика начинает отражать виртуальную реальность. Если отбирают компьютер – могут возникнуть депрессия. Порой приводит к патологиям, вплоть до аутизма.
  4. Стадия привязанности. Начинает проявляться угасание в игровой потребности. Полностью отказаться от компьютера ещё невозможно, но при этом играет намного реже. Эта стадия может никогда и не завершиться. При выходе новой игры зависимость может активизироваться, а после её прохождения снова угасать.

Итак, как отвлечь ребёнка от компьютера, если он успел познакомиться с виртуальной реальностью или телепередачами, что в общем-то схоже?

Рекомендации психологов всегда направленны на помощь в возрождение интереса ребёнка к живому общению со сверстниками. Необходимо помочь ему наладить отношения с реальным миром и поверить в свои силы.

Рекомендации

  • Ограничения. Разрешайте играть или смотреть что-либо только в строго определённое время. И ограниченное. Маленьким детям вообще, больше 15 минут перед монитором запрещено проводить. Обязательно делайте перерывы. Контролируйте все мультики и игры, порой в них присутствует жестокость и насилие. Если играет- то только в полезные и развивающие. Доступ к другим сайтам должен быть заблокирован.
  • Другие интересы. Подумайте, что любит ваш ребёнок, поговорите с ним и помогите в силу его интереса выбрать спортивную секцию или кружок. Играет в драки? В таком случае он оценит единоборства. Или любит рисовать? Тогда в художественной школе сможет раскрыть свой потенциал. Общение с другими ребятами, частые тренировки и обучение чему-то новому со временем смогут вытеснить компьютер.
    Интересы
  • Качественное общение. Когда малыш будет чувствовать ваше внимание и поддержку — у него будет меньше соблазнов изолироваться от действительности. Устройте на выходные пикник на природе. Прогуляйтесь по парку. Сходите в цирк или «поломайте» голову над оригами. Соберите вместе конструктор, пазлы. Выбирайте время на совместность, ведь очень важно показать ему, что реальный мир тоже интересный. Намного интересней виртуального.
  • Мягкость и понимание. Не будьте слишком жёсткими и категоричными по отношению к его увлечению. Это только усугубит ситуацию. Маленькие дети будут пытаться тайком играть, старшие в виде протеста. Проявите креативность и хитрость. Младшим предложите поиграть вместе. Старших отвлеките совместной готовкой любимых лакомств или прогулкой по магазинам и покупкой обновки. В общем, тем, что он любит или любил помимо виртуальной реальности.
  • Традиции. Постарайтесь поддерживать ценность семейного общения. Даже если было не принято, заведите традицию совместного ужина. Готовьте вместе, красиво сервируйте. Не дайте ему возможности сбежать с тарелкой в свою комнату к монитору. После ужина прогуляйтесь, если ещё не поздно. Покатайтесь на роликах, велосипеде, слепите снеговика или пособирайте каштаны. Это поможет вызвать у малыша положительные эмоции, намного качественнее тех, которые получает за игрой.
  • Потерянное время. Старшему ребёнку распишите на бумаге, сколько времени он теряет в неделю, за год просиживания перед компьютером. Помогите вспомнить или осознать свою мечту и выразите готовность поддержать его. Например, он всегда хотел научиться играть на гитаре, а вы никак её не покупали или не оплатили занятия. Так пора сделать это сейчас. Поддержите и другие интересы, это сблизит вас и переключит его внимание от игровой зависимости.
  • Реальность интересней. Попробуйте показать захватывающую реальность. Без гаджетов (кроме необходимого) отправьтесь в путешествие, покатайтесь на лошадях, заночуйте в лесу или возле озера с палаткой. Масса впечатлений и воспоминаний будет толчком к проявлению интереса к жизни вне экрана.
    Ребёнок
  • Сближение. Подумайте, может, в ежедневных заботах и рабочем процессе вы отдалились от ребёнка? Уже не знаете, чего боится, какие события в жизни происходят, что волнует? Попробуйте стать другом для него. Пусть знает, что может обратиться к вам в любой момент, посоветоваться или рассказать, что гложет. Приступите к восстановлению доверия, это очень важный момент.
  • Общение на равных. Если это уже подросток, попробуйте вызвать его на откровенный разговор. Расскажите о своих переживаниях по поводу его здоровья как физического, так и психического. Будьте с ним искренними. Пусть почувствует, что вы говорите с ним на равных, а не поучительно. Объясните, что не планируете запрещать ему компьютер, просто пусть попробует и другие способы провести свою жизнь с интересом. А вы поможете ему в этом.
  • Не провоцируйте. Не поощряйте хорошее поведение ребёнка разрешением провести время за экраном монитора. Всё доел или сделал домашнее задание? Отлично, только придумайте другой способ мотивации, не провоцирующий зависимость.
  • Крайние меры. Только в крайнем случае можно использовать радикальный метод — отключите интернет или отберите планшет, ноутбук. Только он не поможет побороть зависимость, а лишь немного проконтролировать процесс.

Будьте готовы к тому, что это длительный процесс. Он требует много энергии и внутренних ресурсов. И прежде всего вашей готовности меняться и вкладываться в процесс воспитания. Ребёнок в силу своей несамостоятельности не может устроить свой досуг правильно, он выбирает пути наименьшего сопротивления — садиться за гаджеты. Поэтому обеспечить здоровый досуг, в том числе и личным примером, — обязанность родителей.

Положительный пример родителей играет важную роль. Ведь как отвлечь ребёнка от компьютера, если вы сами постоянно проводите время за монитором или имеете другие вредные привычки? Совместный активный образ жизни поможет добиться результатов.

Если ребёнок не реагирует на ваши предложения и замечания, и предыдущие рекомендации не помогли – в таком случае стоит обратиться к специалисту. Речь идёт о серьёзной зависимости, с которой сложно справиться в одиночку. Психологи и психотерапевты помогут с помощью коррекционных методик преодолеть такой сложный период вашей жизни и жизни ребёнка.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Не получили ответ на свой вопрос?
Спросите нашего эксперта:
Светлана Бук
Эксперт
Психолог, психодиагност, творческий коуч.
Оставьте свой комментарий

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Наверх