Психические расстройства у детей: симптомы

Психические расстройства у детей — это нарушения развития детской психики вследствие влияния различных факторов. Таких как черепно-мозговая травма, генетическая предрасположенность, перенесённые инфекции во время беременности или тяжёлые роды. Также может сказаться напряжённая обстановка в семье, с частыми скандалами и рукоприкладством.

Очень важно научиться распознавать симптомы расстройства, чтобы своевременно получить квалифицированную помощь. Ведь если вовремя обратиться к специалистам, возможно излечить некоторые отклонения в развитии. Или в крайнем случае предотвратить тяжёлые последствия. Поэтому если заметили какие-либо признаки, не ждите что скоро само пройдёт, не теряйте время и возможность помочь малышу.

Детская психиатрия

Классификация заболеваний и степени их тяжести

1. Умственная отсталость или олигофрения

Отставание малыша в умственном и психическом развитии. Считается сложным психопатологическим состоянием. Характерной особенностью является недостаток речи. Выделяют 4 степени: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая.

  • Лёгкая степень или дебильность (IQ 50–60 баллов). Такие детки намного позже научаются ходить, говорить. Они физически слабые и проявляют мало интереса к окружающей действительности. Не всегда понимают вопросы, а тем более длинные предложения. Преобладает многократное и бесцельное повторение одних и тех же действий (очень долго может катать машину взад и вперёд). При этой степени они дееспособны и в состоянии нести воинскую службу, отвечать перед законом…
  • Умеренная степень или имбецильность (IQ 35–49 баллов). Заметить этот вид расстройства можно рано. Такие детки лишены «комплекса оживления» при виде взрослых, очень поздно начинают держать головку (минимум 4–6 месяцев). Ходить учатся после 3 лет. Речь очень примитивна в более взрослом возрасте. Признаются инвалидами с детства. Они вполне обучаемы, и могут овладеть навыками общения.
  • Тяжела степень или тяжёлая олигофрения (IQ 20–34 балла). Почти неразвита моторика и практически отсутствует речь. Они практически неспособны общаться и не могут сами себя обслуживать.
  • Глубокая умственная отсталость или идиотия (IQ 20 баллов). Возможно диагностировать в ранний период. Такие детки очень поздно начинают ходить, стоять. Порой этого не происходит и они ведут лежачий образ жизни. Чаще всего не могут обслуживать себя и нуждаются в постоянном уходе.

2. Задержка психического развития (ЗПР)

Нарушенная умственная работоспособность, характеризуется замедленными процессами мышления, ослабленным вниманием и памятью. Обычно обнаруживают при поступлении в школу, но порой отклонения возможно заметить и раньше. Может быть:

  • Конституциональная. Это наследственное заболевание. У такого ребёнка незрелая эмоционально-волевая сфера, что свидетельствует о сложностях в формировании процесса обучения. Он просто неспособен придерживаться правил поведения. Чаще всего радостный и обладает малым запасом знаний об окружающем мире.
  • Соматогенная. Ребёнок рождается здоровым, а после перенесённых инфекционных заболеваний появляется задержка развития. Такие малыши безынициативны, у них отсутствует интерес к познаниям. При усталости снижается аппетит, возникает головная боль и проблемы с сердцем. Эти симптомы используют для манипуляции при возникновении сложностей в работе.
  • Психогенная. Возникает вследствие неблагоприятных условий воспитания. У ребёнка снижается интеллектуальная мотивация. Может повлиять отсутствие материнского тепла и внимания, однообразная среда обитания. Обычно проявляется в неблагополучных семьях. Такой малыш становится пассивным, тревожным с травмированной психикой. Обычно чрезмерно агрессивны или, наоборот, излишне покорны.
  • ЗПР церебрально-органического характера. Проявляется вследствии перенесённых инфекций как матерью во время беременности, так и ребёнком на первом году жизни. Из-за алкоголизма или наркомании родителей, а также при тяжёлых родах. Отклонения проявляются в сниженной концентрации внимания и чрезмерной утомляемости. Умственное развитие на уровне олигофренов. Навыки общения очень снижены, усвоенную информацию быстро забывают. Не умеют включаться в процесс обучения в силу того, что делают только то, что им хочется.

3. Синдром дефицита внимания (СДВ)

Отклонение в развитии поведенческого и неврологического характера. Проявляется чаще всего в дошкольном или младшем школьном возрасте. Возникает вследствие болезни ЦНС, при повреждениях мозга, а также в связи с генетической предрасположенностью.

Этот синдром подразделяется на три вида:

  1. Преимущественно импульсивный (или гиперактивный). Такой малыш будет излишне активен, вспыльчив и импульсивен. Постоянно куда-то бежит, даже сидя дёргает и болтает ногами. Тороплив и практически никогда не доводит начатое до конца. Даже со сверстниками поиграть в одну игру неспособен, постоянно будет переключаться на другие предметы или игры. Игнорирует запреты и лезет постоянно туда, куда опасно или не разрешено. Во сне также ведёт себя беспокойно — часто крутиться и сбрасывает с себя одеяло. Недослушивает до конца вопрос, поэтому часто отвечает неверно. Вклинивается в разговоры и очень много говорит. Не слушает собеседника и перебивает его.
  2. Преимущественно невнимательный. Исключается возможность возникновения гиперактивности, такой ребёнок слишком невнимательный. Он не может сосредоточиться на чём-то одном, не умеет планировать и качественно выполнять задания. Порой кажется, что он не слушает то, что ему говорят. На самом деле он не может собрать услышанное в одно целое, но при этом понимает, о чём идёт речь. Когда идёт куда-то, обращён внутрь себя и полностью поглощён своими мыслями. Поэтому такие детки неуклюжи и часто врезаются в предметы. Они попросту их не замечают. Постоянно теряют свои вещи. Очень сложно им выполнять задания, связанные с умственной нагрузкой.
  3. Комбинированный вид. Наиболее распространённый вид расстройства. Сочетает предыдущие виды и симптомы невнимательности и гиперактивности.

4. Синдром раннего детского аутизма

Характеризуется полным отсутствием потребности в общении. Первые признаки можно заметить уже в грудном возрасте. Когда малыш отказывается от груди и отстраняется при попытках взять его на руки. У него отсутствует комплекс «оживления» при проявлении к нему внимания. Взгляд как бы сквозь человека, он никогда не смотрит в глаза.

Со временем начинает страдать бессонницей. Когда научается сидеть, может часами просто раскачиваться из стороны в сторону. Абсолютно безразличен к близким и их присутствию. Боится шумных компаний и новизны. Мимика у детей с аутизмом маловыразительна. Речь чаще всего задерживается в развитии. О себе говорят в третьем лице или просто повторяют последнее слово из предложения другого. О своих потребностях заявляют коротко, без употребления местоимений.

Интеллектуальное развитие чаще всего снижено, но нередки случаи, когда обладают гениальными способностями в какой-либо сфере. Порой не различают между собой одушевлённые и неодушевлённые предметы. К матери может проявлять безразличие или даже агрессию, а к кусочку листика сохранять неизменную привязанность.

Предпочитают следовать одному и тому же маршруту при прогулке, есть из одной и той же тарелки и пользоваться всегда одним мылом. В случае если попробуете что-то изменить — может проявить себя непредсказуемо, вплоть до агрессии.

Точные причины возникновения не выяснены, но существуют теории о наследственном факторе. Также могут повлиять инфекции, которые мать перенесла в период беременности и отравление ядовитыми веществами. Существенную роль играет обстановка в семье и методы воспитания. Порой влияет на развитие аутизма нарушение гормонального баланса.

Психические расстройства у детей в каждый период возраста может проявляться по-разному. Но в основном сохраняются такие общие признаки, по которым можно заподозрить отклонения:

  • резкие перемены в поведении;
  • перепады настроения;
  • чрезмерная замкнутость или продолжительное ощущение печали;
  • повышенный уровень тревоги и беспричинного страха;
  • порой жестокое поведение как к себе, так и по отношению к другим;
  • проблемы с едой, чаще всего отказ.

Если вы заметили странности в поведении своего ребёнка, а особенно если совпали симптомы с вышеуказанными расстройствами, отведите его на консультацию. Психиатр, психотерапевт или детский врач смогут помочь вам развеять сомнения в случае неоправданных подозрений. Или назначить лечение, коррекцию и подсказать о методах воспитания в случае подтверждения диагноза.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Не получили ответ на свой вопрос?
Спросите нашего эксперта:
Светлана Бук
Эксперт
Психолог, психодиагност, детский и подростковый психолог-психотерапевт.
Комментарии:
  1. Светла Бук

    Вопрос:
    Здравствуйте. Я мама. Моему сыну 4года 4 месяца. Нам сначала ставили ЗППР, вчера этот диагноз снял невропатолог и поставил ‘расстройство эмоциональной сферы на фоне становления эмоциональной сферы’. Что мне делать? Как корректировать? И какую литературу посоветуете для коррекции поведения. Меня зовут Марина.
    Ответ:
    Здравствуйте, Марина!
    Представьте, что у Вас как-то не так работает смартфон или телевизор.
    Придёт ли кому-то в голову начать чинить эти устройства по книгам или рекомендациям специалистов ( возьмите паяльник и замените транзистор 673 и резистор 576). А психика человека устроена гораздо сложнее.
    Здесь нужны разносторонние занятия с психологом-психотерапевтом, логопедом, дефектологом, психиатром.
    И чем в более раннем возрасте начнёте занятия, тем эффективнее будет коррекция.


Оставьте свой комментарий

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Наверх