Приучаем ребёнка к порядку и уборке

Комната детей, в которую иногда невозможно зайти, чтобы не наступить на разбросанные игрушки, фантики от конфет, носки, журналы комиксов… Это ли не предмет постоянной головной боли и пререканий родителей?

Ребёнок делает уборкуКак приучить ребёнка к порядку? Этот вопрос педагогам часто задают родители, отчаявшиеся разобраться с проблемой самостоятельно.

Для того чтобы найти правильный ответ, необходимо понимать, что любовь к порядку у детей не является врождённым качеством, она формируется в процессе воспитания, буквально с первого года жизни ребёнка.

Приучаем к порядку малышей. Как?

У совсем маленьких детей (где-то до трёх лет) представление о порядке и беспорядке ещё чётко не сформировано. Это связано это с тем, что беспорядок в представлении взрослых олицетворяет детское пространство малышей, места, в которых они играют, воплощая свои фантазии.

Вы видите бесформенную гору кубиков? А для малыша это целый замок, в котором проживают любимые сказочные герои. Вы настаиваете на том, что замок нужно убрать, а ребёнок не понимает, не видит в этом необходимости, более того, может активно протестовать. Поэтому настойчивое желание взрослых вечером навести порядок в игровом поле малыша, может вызвать сильный отпор. У маленьких детей нет потребности в порядке, как у взрослых, зато у них есть потребность в игре, в сохранении своего мира сказки и фантазии.

Что делать в этой ситуации? Ждать, пока кроха подрастёт и начнёт осознанно относиться к порядку и чистоте в своей комнате? Безусловно, нет.

Приступая к вечерней уборке в комнате ребёнка, обязательно попросите его помочь вам. А для того, чтобы он отнёсся к этому процессу с удовольствием, введите элементы игры.

Вот примеры самых простых заданий:

  • Кто быстрее соберёт всех кукол на кукольной полке, и правильно расставит их там по размеру?
  • Собираем конструктор: предложите разбросанные кубики, сортируя их по цвету. Можно сказать, что все кубики красного цвета – члены одного семейства и им не терпится оказаться всем вместе в своём домике – коробке для конструктора. То же самое можно проделать с кубиками других цветов.
  • Измените признак сортировки, в следующий раз можно дать задание сортировать кубики (или другие игрушки) по функциям, размеру, форме.

Уборка, что это такое?

Делаем уборкуДля того чтобы маленькие дети научились позитивно относиться к самому процессу упорядочивания, необходимо, чтобы они как можно чаще становились его свидетелями. Другими словами, не упускайте случай дать возможность малышу поучаствовать в наведении порядка вместе с мамой, не важно, занята ли она уборкой в комнате или приготовлением обеда.

Например, мама готовит на кухне обед. Пусть ребёнок в силу своих навыков помогает ей: моет овощи или фрукты, перебирает крупу, пытается что-то измельчать (естественно, при помощи игрушечных столовых приборов). Закончив приготовление обеда, акцентируйте внимание малыша на том, что теперь необходимо убрать – вытереть со стола, собрать крошки или шкурки овощей, вымыть посуду.

Очень важно, чтобы ребёнок начал понимать, что уборка – это обязательный элемент любой повседневной домашней работы, которым завершается множество процессов (готовка, приём пищи).

Как выглядит порядок

Чтобы детям было легче и проще проводить уборку в своей комнате, желательно правильно организовать её пространство. Решите вместе, где должны находиться куклы и кукольная посуда, где гараж с машинками, где развивающие игры и пособия. В этом деле очень помогут всевозможные органайзеры для хранения мягких игрушек, ненужные картонные ящики, стеллажи с открытыми полками.

Малышам трудно понять такую абстрактную категорию, как «порядок», поэтому они должны хорошо представлять, чего именно добиваются от них родители, требуя его навести. Объясните, что порядок – это когда все игрушки в комнате находятся на своих местах, а не валяются, где попало, так, что их иногда невозможно отыскать.

Убираем вместе

Мама и дочьАктивно привлекайте детей к хозяйственным работам по дому с первого года жизни. Не препятствуйте желанию детей, хватающихся за веник или пылесос, помочь маме или бабушке. И хотя усилий мамы, наводящей порядок после «помощи» малыша будет гораздо больше, чем реальной помощи, наберитесь терпения.

Да, скорее всего, навыки ребёнка в этом возрасте ограничатся разбрасыванием, а не сбором пыли, и манипуляциями с деталями пылесоса. Тем не менее, совместные уборки – это очень важная часть домашнего воспитания.

Основная задача привлечения маленьких детей к работе по дому заключается не в том, чтобы обучить ребёнка правильно пользоваться пылесосом или качественно натирать мебель. Главное, чтобы у детей сформировалось чёткое представление о необходимом и своевременном выполнении ряда домашних дел, которые являются частью установленного распорядка жизни любой семьи.

А они всё равно не убирают!

Дети подросли, но, несмотря на усилия родителей (раннее приучение к порядку, вовлечение в совместные уборки), совершенно не горят желанием поддерживать порядок в своей комнате, не говоря уже, об общей территории квартиры. Взрослым приходится каждый раз с боем добиваться наведения порядка хотя бы в детской комнате. Почему складывается такая ситуация?

Дело в том, что наведение и поддержание порядка находится далеко не в топе шкалы детских ценностей. И это закономерно, именно разница в подходах к осмыслению действительности отличает взрослых от детей. Поэтому добиться сознательного отношения и любви к порядку от детей школьного возраста будет непросто, если только свойства личности ребёнка не предполагают его сознательное стремление к чистоте и упорядочиванию (педанты, чистюли).

Пример родителей, а всегда ли он действует?

Принято утверждать, что усиленная поддержка чистоты в доме родителями будет благотворным образом влиять на сознание взрослеющих детей. Дескать, если они будут находиться там, где отсутствует беспорядок, то обязательно со временем станут маниакальными чистюлями.

Однако на практике все не так однозначно. В действительности, ситуация с порядком на территории родителей и в детской комнате может сильно отличаться. Порядок и блеск царит на родительской части квартиры, но стоит зайти в детскую комнату – и словно попадаешь в мир хаоса. Поэтому, наверное, правильнее говорить о том, что в семье, где родители прохладно относятся к соблюдению чистоты и порядка, вырастут дети с похожим отношением.

А вот гарантировать то, что ребёнок, выросший в уютной и чистой квартире, будет стремиться поддерживать аналогичный порядок в своих владениях, несколько опрометчиво.

Что же делать?

С чем связано такое поведение детей? С патологической ненавистью к процедуре уборки? Вовсе нет.

Каким образом обычно родители пытаются заставить детей навести порядок в своей комнате? Устав просить «по-доброму», взрослые прибегают к приказам «чтобы до вечера всё было убрано» или к шантажу «а то к компьютеру не подпущу». Эти методы, как показывает практика, приводят лишь к череде пререканий и торга.

Именно в случае отсутствия продуктивной коммуникации детей и взрослых кроется не только проблема уборки и поддержания порядка, но и множество других затруднений (в сфере учёбы, помощи по дому и т.д.). Другими словами, родители говорят одно, а дети слышат совсем другое. Либо, наоборот – ребёнок что-то пытается сказать взрослым, а они его не понимают, или не хотят понимать.

Пять простых шагов, которые помогут наладить взаимодействие с ребёнком

Обнаруживаем ситуацию

БеспорядокПервый шаг на пути решения проблемы уборки. Что обычно происходит, когда родители, попав в комнату к ребёнку, обнаруживают там вопиющий беспорядок?

Самая распространённая реакция:

«Ах ты, неряха, нет, ну надо же, как можно жить в такой грязи? Это же просто какой-то свинарник, скоро у тебя тут крысы заведутся!»

Эта реплика не несёт ничего, кроме эмоционально-экспрессивной оценки, и не будет воспринята детьми конструктивно, так как не содержит никаких полезных замечаний, не отражает истинную ситуацию. Как лучше сказать? Опишите ситуацию, такой, как вы её видите, по возможности, кратко и ясно сформулировав проблему.

«Ковёр уже очень грязный, а на стеллажах и игрушках много пыли».

Обвинение или информация?

Помните, что дети гораздо легче воспринимают конкретную информацию, чем вереницу родительских обвинений.

Как не нужно говорить: «Какая гадость! У тебя в кровати шкурки от бананов и огрызки! Ты что, поросёнок, не  в состоянии выбросить их в ведро?»

Как нужно: «Огрызки и шкурки должны лежать в мусорном ведре, это их место».

В чём разница? Первое предложение не предоставляет ребёнку никакой информации, инструкции к действию, а только лишь крайне эмоциональную оценку его самого. Второе предложение является руководством к действию, причём в исчерпывающей форме.

Всего одно слово!

Мальчик вытирает полВспомните своё детство, вам очень нравилось слушать длинные нравоучения родителей? Скорее всего, нет. Ваши дети в этом мало чем отличаются от вас, поэтому всего лишь одно слово, указывающее на объект, требующий наведения порядка, будет гораздо эффективнее продолжительной нотации.

Как не нужно говорить: «Опять ты бросил на мою кровать влажное полотенце, теперь оно намочит постель, и мне придётся лежать на мокрой простыне…»

Как нужно: «Полотенце!» (естественно, подведя ребёнка к месту, где оно было оставлено).

Искренность в проявлении чувств

Говоря о проступке ребёнка, не делайте акцент на его личных качествах, это только обидит его и будет способствовать дальнейшему непониманию. Услышав много раз, что «он настоящий поросёнок» он, в конце концов, смирится с этой оценкой, тем более что это даст ему возможность с чистым сердцем избегать мер по наведению порядка, поросята ведь за собой не убирают.

Будьте предельно честны в вашем общении, не стесняйтесь описывать свои чувства, стараясь при этом никого не обидеть.

Как не нужно говорить: «Да сколько же можно, у тебя под кроватью постоянно валяется куча фантиков из-под конфет».

Как нужно: «Знаешь, от сладкого в доме очень часто заводятся, муравьи, а я их так не люблю. Мне будет неприятно, если начнут ползать по всему дому».

Записки от… ковра!

Если вы устали от постоянных окриков, напоминаний и нотаций на тему «убрать то, сделать это, пропылесосить там-то», передайте свои полномочия, предметам, которые нуждаются в уборке – ковру, рабочему столу, одежде и т.д. Как это сделать? Да очень просто! Пусть эти предметы сами сообщат ребёнку о том, что ему необходимо сделать.

Прикрепите на ковёр листок с надписью «Пропылесось меня», на кухонный стол положите записки «Помой меня, пожалуйста. Твоя любимая чашка». «Неудобно лежать под кроватью. Твои носки», «Хотим вернуться на свои места. Любимые игрушки» и т.д. Эти неожиданные записки обязательно привлекут внимание ребёнка и переведут проблему уборки и наведения порядка из плоскости конфликта в плоскость игрового взаимодействия.

Активно используя эти приёмы, вы успешно наладите своё взаимодействие с детьми и сможете добиться успехов не только в приучении к порядку, но и в сфере повседневного общения.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как привлечь детей к уборке и приучить к порядку вы узнаете из передачи:

Комментарии закрыты

Наверх