Гиперактивные дети в детском саду и школе

Дети с синдромом гиперактивности – довольное часто встречающееся явление в ряде детских садов и школ. И речь идёт не о простом активном чаде, а о детях, которые постоянно ведут себя как «заведённый моторчик». Специфичность работы с подобными детьми основывается на трудном контакте с ними, так как они находятся почти в непрерывной физической активности.

Внимание гиперактивных детей крайне рассеяно, концентрация внимания на минимальном уровне. Им трудно дослушать кого-то до конца, глаза бегают, их взгляд сложно поймать. Сложность их в адаптации в социуме заключается в создании помех в работе не только преподавателям, но и другим детям, которые находятся в коллективе вместе с гиперактивными детьми. И зачастую им выпадает доля «изгоев» среди ровесников.

Ученики

Гиперактивный ребёнок в коллективе сверстников

Характерной чертой поведения гиперактивных детей является крайняя импульсивность, приводящая к совершению ими необдуманных поступков. К примеру, на коллективных занятиях они перекрикивает других, на все вопросы дают необдуманные ответы, так как не дослушивают. В играх с ровесниками не следуют никаким правилам. Всё это сводит к ситуациям, когда эти дети оказываются в центре неприятных событий, ссор, драк.

Собственно, все вышеперечисленные аспекты поведения гиперактивных детей приводят к большим сложностям при контактах со сверстниками. Им сложно завести друзей. Повышенная раздражительность, сопровождающаяся агрессией, отталкивает от общения с ними. Как следствие — появление тревоги у сверхактивного ребёнка.

Но нельзя торопиться с выводами о синдроме. Не все подвижные дети гиперактивные. Иногда за гиперактивность принимают обычную излишнюю тревожность.

Психологи рекомендуют для начала внимательно понаблюдать за ребёнком и составить чёткую картину его поведения. Тревожные дети проявляет высокую активность только в определённых условиях, но они контролируют своё поведение. Гиперактивные же не могут контролировать собственные мысли и поступки, их движения лихорадочны, беспорядочны.

То есть гиперкинетическая активность у воспитанников проявляется следующим образом:

  • невозможность сконцентрировать внимание на чем-то одном;
  • чрезмерная невнимательность;
  • высокая импульсивность;
  • сверхактивная беспрерывная подвижность.

По статистике в 80% случаев синдром гиперактивности проявляется именно у мальчиков.

Подробней о признаках и лечении гиперактивности вы узнаете в стате по ссылке.

Гиперактивные дети в детских садах

Психологи рекомендуют воспитателям в детских садах строить индивидуальный подход к гиперактивным детям:

  • Нужно поставить такого ребёнка в центр коллектива, если речь идёт о младшем учебном заведении. Таким образом, удовлетворяется одна из основных потребностей такого малыша – желание быть у всех на виду.
  • Также рекомендуется в детских садах при групповых занятиях не настаивать на выполнении его до конца. При 20-минутных заданиях ребёнок может спокойно усидеть только 10 минут. В этом случае нужно переключить его на другое занятие, например, полить цветы, протереть стол и так далее. После этого он, возможно, будет в состоянии вернуться к групповому занятию. В противном случае малыш весь издёргается и будет отвлекать внимание других.
  • Воспитателю необходимо узнать, что нравится ребёнку. Для этого проводятся специальные задания, когда педагоги просят нарисовать на листе бумаги рисунок «Когда я счастлив». И далее стараться более углублённо привлекать малыша к задачам, которые ему наиболее интересны.
  • Также воспитателям в детских садах рекомендуется акцентировать внимание на тех развивающих занятиях, которые будут тренировать слабые функции у детей. Занятия должны проходить в форме игры. Но это необходимо делать поэтапно, то есть одна игра должна тренировать только одну слабую функцию. Например, игры на концентрацию внимания, на контроль двигательной активности, на контроль импульсивности.
  • В дошкольных заведениях, при наличии достаточно большого количества гиперактивных детей, их объединяют в отдельные специализированные группы. Такие группы не должны содержать более 10 детей. Необходим индивидуальный контроль за каждым из детей со стороны психологов, неврологов. Даже если детский сад не обладает возможностью объединить детей, всё равно необходимо проводить коррекционные занятия с каждым ребёнком, иначе может проявиться отсалось в развитии.

Сверхактивные дети в школе, рекомендации

  • В школе в течение 45 минут гиперактивным детям и подавно невозможно усидеть на месте. Это приводит к многочисленным жалобам и выговорам со стороны преподавателей. Грамотные педагоги в таких случаях обязаны найти индивидуальный подход. Например, устраивать 2-минутные перерывы на зарядку. Пойдёт на пользу не только сверхактивному ребёнку, но и всем детям в классе.
  • Необходимо умело направлять энергию таких детей в нужно русло. К примеру, если педагог видит, что ребёнок проявляет свои таланты и интерес на уроках пения или ИЗО, то необходимо сообщить это родителям, чтобы те отправили его на дополнительные занятия в музыкальную школу либо в школу искусств.
  • Программы обучения в школах усложняются с каждым годом. Нагрузка, соответственно, вырастает. И порой объем материала, даваемый детям, слишком большой и приходится проявлять мультизадачность. Для детей с синдромом гиперактивности это даётся крайне тяжело. Поэтому родителям стоит заранее их готовить. Учителям необходимо предупреждать об исходе времени на какое-либо задание за несколько минут.
  • Преподавательскому составу крайне не рекомендуется давать ученику что-то выше его сил. Необходимо предоставить задание, с которым он бы успешно справился. Если возникла необходимость в чем-то упрекнуть ребёнка, то нельзя выражать недовольство им самим в целом, нужно сконцентрировать внимание на отдельном действии.
  • Также нужно понимать, что ученику под силу, а с чем он справиться не сможет. Потому что при его обращении за помощью нужно взять на себя только ту работу и задания, которые не под силу ему, остальное он должен выполнить сам.
  • Настоятельно рекомендуется педагогам не брать на себя все эмоциональные проблемы ученика, иначе это отвлечёт от рационального подхода к обучению гиперактивных детей.

Итак, самые основные моменты подхода к гиперактивным детям:

  • Для выявления конкретных аспектов синдрома, лучше обратиться к соответствующему специалисту, который специализируется на подобного рода работе с детьми. Каждый ребёнок — личность, несмотря на визуальную схожесть общих симптомов, свой характер, свои врождённые особенности, неправильный подход к воспитанию гиперактивного ребёнка у родителей. Ведь такие моменты, как постоянное отрицание и непослушание, может быть просто плохим воспитанием.
  • С такими детьми необходимо начинать занятия в начале дня.
  • Для оптимальной организации рекомендуется использовать визуализацию: схемы, рисунки.
  • Необходимо проявлять последовательность. Нельзя от ребёнка требовать мультизадачности. На каждое задание, даваемое последовательно, отводится определённая часть времени.
  • Не требуйте от детей выше их возможностей. По необходимости снижайте требования к аккуратности, ведь гиперактивные дети очень часто проявляют неряшливость.
  • Необходимо завести дневник, в котором будет оцениваться поведения и успехи ребёнка. За положительные отметки его можно поощрять, но в меру.
  • Давайте ему возможность передохнуть. Если ученик смог спокойно усидеть на месте только половину времени на задание, то дайте ему передохнуть, переключите его на другое занятие. Если занятия проходят в школе, то устраивайте физкультминутки, позволяя детям размяться и отдохнуть от мозговой деятельности.
  • Создавайте ситуации, где ребёнок смог бы проявить свои способности и отличиться от других, показать свои сильные стороны. Зная свои сильные стороны и побеждая в соревнования, гиперактивный ребёнок никогда себя не будет чувствовать обделённым.

Подробней о том, как выявить и развить способности ребёнка вы узнаете в статье по ссылке.

Все эти простые рекомендации позволят педагогам обучить «сложных» детей и уметь адекватно отвечать на их поведение, а также усмирять их энергию или переводить её в правильном направлении.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Комментарии закрыты

Наверх