Что делать, если ребёнок не слушается

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с детским непослушанием. В одних семьях это бывает изредка, в других же дети систематически изводят родителей отказом выполнять требования, устраивают бурные сцены и истерики. Случается, что отношения и вовсе заходят в тупик. Круг взаимного недовольства замыкается, и от этого страдают все. Как вести себя родителям, если ребёнок не слушается? Как заставить карапуза слушаться взрослых? Попробуем разобраться.

Что делать если ребёнок не слушается

Истоки непослушания

Почему дети не слушаются? В психологии выделяют такие основные причины непослушания:

Дефицит внимания

Для полноценного развития и психологического благополучия малышу необходимо внимание родителей. У нас же бывает куча дел, мы устаём и не находим времени на полноценное общение, совместные игры и занятия. Когда же дети не слушаются, не остаётся ничего другого, как обратить на них внимание, сделать замечание, отругать или наказать. Дети действуют по принципу: получить хоть отрицательное внимание, чем вообще никакого. Таким образом, объясняют нам психологи, на фоне синдрома дефицита внимания появляется непослушание.

Стремление к самоутверждению

Стремление 2-3-летнего карапуза к самостоятельности сохраняется и в более позднем возрасте. Особенно оно обостряется в случае излишней родительской опеки или строгости. Ребёнок – это личность со своими желаниями и потребностями, и ему жизненно необходимо время от времени проявлять свою волю, делать собственный выбор, настаивать на своём мнении. Чрезмерно строгие и жёсткие правила не дают ему такой возможности, как и желание родителей все сделать за него. Естественные следствия борьбы за самоутверждение – нежелание слушаться, тяга сделать наперекор навязанным правилам.

Истоки непослушания ребёнка

Желание отомстить

Бывает, что в душах детей поселяется обида на родителей. Этому может быть множество причин. Ревность к младшему брату или сестре, ссоры и развод родителей, частые и длительные оставления с бабушкой… Резкие слова, несправедливое с точки зрения отпрыска наказание может вызвать обиду и стремление отомстить. Отсюда непослушание, грубость, негативизм.

Утрата веры в собственный успех

Когда ребёнок постоянно слышит от значимых взрослых, что он дурной, непослушный, глупый, то со временем он начинает воспринимать себя именно так. И в этом заслуга нас, родителей. Мы не проявляем достаточно терпения и такта, когда кроха учится чему-нибудь. Нам требуются быстрые результаты в учёбе, освоении какого-нибудь навыка. Мы подгоняем ребёнка, ругаем и критикуем за допущенные оплошности. В такой обстановке теряется уверенность в собственных силах, вырабатывается низкая самооценка. А раз ничего не получается, то нет и смысла прикладывать усилия. Проще всего делать так, чтобы подтвердить устоявшееся мнение, и слушаться взрослых ни к чему.

Как понять причину непослушания

Выявить истинную причину, по которой дети не слушаются, непросто. Ведь она лежит глубоко в душе, и они сами не осознают, почему делают так, а не иначе. Разные причины могут одинаково проявляться в поведении. Например, прогулы в школе могут быть вызваны желанием привлечь внимание, проявить свою волю, стремлением отомстить и потерей веры в успех. В каждом случае родительские действия должны быть разными.

Как понять причину непослушания ребёнка

Для того чтобы понять мотивы поведения отпрыска, родителям нужно проанализировать собственные чувства. Они являются зеркалом эмоциональной проблемы ребёнка.

  • Настойчивые попытки чада привлечь к себе внимание вызывают раздражение отца и матери.
  • Борьба за самоутверждение, попытки избавиться от власти и опеки родителей вызывают у них гнев и ярость.
  • Желание ребёнка отомстить проявляется у взрослых чувством обиды.
  • Разочарование в собственных силах, неверие в успех проявляются чувствами безнадёжности и отчаяния у родителей.

Каждой причине соответствует определённое чувство, оно помогает понять, в чём корень проблем ваших взаимоотношений с чадом. Что же делать дальше?

Самое главное – прекратить привычную для родителя и ребёнка реакцию на непослушание.

Когда мы выдаём обычную реакцию, образуется замкнутый круг. Ребёнок убеждается, что его усилия достигли цели и продолжает вести себя так и впредь. Когда родитель ведёт себя непривычно, дитя не получает подкрепления своего отрицательного поведения. Остановив привычные действия, родитель должен перейти от наказания к помощи.

Что делать если ребёнок не слушается

В зависимости от глубинной причины плохого поведения и непослушания ребёнка, выбирается и тактика взаимодействия. Что делать родителям:

  1. В случае борьбы карапуза за ваше внимание, нужно оказывать его! Причём внимание это должно быть положительным. Это лучше делать, когда атмосфера не накалена взаимными обидами и упрёками. Найдите общие занятия, интересные для вас и малыша, придумайте увлекательную игру, погуляйте вместе, наконец. Конечно, не обойтись без привычных непослушаний, но в это время лучше их игнорировать, попросту не обращать на них внимания. И через какое-то время у ребёнка пропадёт потребность требовать вашего участия таким способом.
  2. Когда ребёнок борется за самоутверждение, взрослые должны снизить свой контроль над его делами. Для растущего человека очень важно иметь опыт собственных решений, успехов и неудач. В этот период не надо заставлять отпрыска делать то, что он никогда не выполняет. Лучше подстраиваться под него, обсуждая выбранное решение и детализируя планы его реализации.
  3. Если ребёнок мстит, то постарайтесь понять: какая обида затаилась в его душе? Что его ранит в ваших отношениях? Родителям нужно делать все, чтобы эту причину устранить.
  4. В том случае, если ребёнок разуверился в собственных силах, перестаньте заставлять вести себя «как положено». У каждого карапуза есть сфера деятельности, в которой он может быть успешен. Ставьте вместе посильные задачи. Используйте эту деятельность для возвращения веры в собственные силы. На данном этапе нельзя критиковать ребёнка. Наоборот, нужно поощрять и хвалить за каждый, даже небольшой, успех. Не допускать серьёзных неудач в любимом деле.

Как сделать так, чтобы ребёнок слушался? Правила для родителей

Существуют правила и требования, которые ребёнок должен выполнять. Более того, малышу необходимы эти правила, он хочет и ждёт их. С ними его жизнь упорядочена, это создаёт ощущение безопасности. Вспомните грудного ребёнка, который отправился вместе с родителями в гости. Кроха нервничает и капризничает, выбиваясь из привычного распорядка, и успокаивается только дома, в привычной для себя обстановке.

Как сделать так, чтобы ребёнок слушался

Почему же тогда дети не слушаются, бунтуют? Дело в том, что они отрицают не сами правила и требования, а способы их внедрения. Как же сделать, чтобы в семье сложилась дисциплина без конфликтов и разногласий? Это возможно при соблюдении некоторых правил:

  1. Чётко установите границы дозволенного. Объясните и научите ребёнка, что делать можно, а что – нельзя, и придерживайтесь этих правил. Нельзя идти на поводу у ребёнка и позволять все, не желая конфликтов с ним. Это попустительский стиль воспитания, в результате которого дети вырастают не приученными к порядку и ответственности эгоистами, имеющими завышенные требования к окружающим.
  2. Запретов и ограничений не должно быть много. Правила должны касаться безопасности крохи и окружающих. Это поможет не впасть в другую крайность – авторитарный стиль воспитания, при котором родители жёстко диктуют свои требования ребёнку, не предоставляя свободы выбора.
  3. Запреты и правила не должны противоречить естественным потребностям ребёнка. Крохе необходимо познавать окружающий мир: бегать, шуметь, прыгать, лазать. Вместо того, чтобы запрещать все это, взрослые должны научить и организовать безопасные условия для реализации потребности в исследовании окружающей действительности, движении, упражнении.
  4. Прежде чем озвучивать правила, старшие члены семьи должны согласовать их между собой. Недопустима ситуация, когда мама запрещает, а папа тут же разрешит. Или бабушка отменяет требования родителей, оспаривает их. В таких условиях не удастся научить малыша, что делать можно, а что нельзя. Он осваивает умение манипулировать окружающими, хитрить и выворачиваться.
  5. Правила и ограничения должны озвучиваться не повелительным и жёстким тоном, а разъяснительно-дружественным. Вспомните ваш внутренний протест, когда вам что-то приказывают властно и сердито. Если что-то запрещаете, поясните, почему. Говорите коротко и понятно. Стройте фразу в безличной форме, не обсуждая личность ребёнка.
  6. Наказывать с умом.
    • Психологи категорически не рекомендуют физические наказания. Доказано, что они разрушительно действуют на психику ребёнка, подрывают доверие к родителям, сеют страх и обиду на взрослых.
    • Не наказывайте в приступе ярости и гнева. Лучше успокоиться, обдумать ситуацию, выслушать оправдания чада, и только потом выбрать меру наказания.
    • Предоставляйте ребёнку возможность прочувствовать естественные последствия непослушания. Если он не выучил уроки – пусть получит двойку. Не положил одежду в стирку – надевает грязные брюки. Иногда такой способ бывает действеннее десятка слов родителей.
    • Если без этого не обойтись, наказывать лучше, лишая отпрыска чего-то приятного, чем причиняя плохое. Например, не ставить в угол, а отменить обещанную поездку в парк развлечений. Для этого в семье должен быть «запас радости» — интересные события, развлечения, которых ребёнок ждёт с нетерпением.

Рано или поздно каждый родитель сталкивается с проблемой непослушания. Но в наших силах строить отношения с малышом таким образом, чтобы конфликты были редки и решались конструктивно.

Очень важно уметь договариваться с чадом, учитывать его мнение и потребности, слушать и слышать. Это лучше, чем насильно заставлять слушаться.

Родители и сами должны быть примером такого поведения. Это трудная и кропотливая работа, но она обязательно принесёт свои плоды в виде доверительных отношений с детьми, полных взаимопонимания и согласия.

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

Комментарии закрыты

Наверх