Аутизм у детей: первые признаки, симптомы, причины и лечение

Аутизм у детей ­ врождённое психическое расстройство, при котором возникают отклонения в поведении, сложности в познавании мира и неспособность формировать отношения с людьми. Рано проявляется и может включать в себя симптомы развивающейся шизофрении.

Детский аутизм

Когда проявляется аутизм

При рождении почти все дети с этим расстройством считаются здоровыми и нормальными.

В большинстве случаев симптомы проявляются уже в 3–6 месяцев. Хотя для постановки точного диагноза требуется достижение ребёнком минимум 2 лет.

В таком возрасте признаки становятся более явными, и легко увидеть разницу с другими детьми. Некоторые исследователи утверждают, что сразу после появления на свет малыша возможно заметить слабовыраженные неврологические аномалии.

Некоторые из аутичных детей обладают одарённостью в какой-то области. У кого-то фотографическая память, кто-то управляет цифрами или пишет гениальные стихотворения. И только лишь 25% достигают показателей низкой границы интеллектуальной нормы.

Возможные причины заболевания

На сегодняшний день точные причины возникновения этого психического расстройства не установлены. Существует много версий, но ни одна из них не имеет клинического подтверждения.

  • Наследственный фактор. Существует версия, что наследственность играет существенную роль в возникновении аутизма. Особенно если учитывать тот факт, что расстройство начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Исследователи расходятся во мнении. Одни считают, что возможность развития аутизма очень велика, при условии, что в семье уже есть ребёнок с таким же заболеванием. Другие опровергают, утверждая, что такие случаи крайне редкие, когда воспитывают сразу нескольких детишек с аутизмом. Поэтому считают, что процесс развития расстройства не связан с наследственностью.
  • Перинатальная патология. Для развития данного заболевания необходимы органические изменения строения головного мозга. Причины их возникновения – вирусные инфекции, перенесённые матерью во время беременности. Это может быть оспа, краснуха или корь. Порой сильные нервные потрясения и частые стрессы. Родовые травмы и стремительные преждевременные роды.
  • Действие ядовитых веществ. Повлиять на органические изменения могут отравление солями тяжёлых металлов и радиоактивное облучение. Негативно отражается излишнее употребление антибиотиков как матерью во время беременности, так и ребёнком в младенчестве. Эти чужеродные компоненты излишне активизируют иммунную систему малышей. Существует также версия, что толчком развития заболевания может послужить вакцинация. Медицина пытается отрицать этот факт, опираясь на отсутствие чёткой статистики. Однако связь между частотой возникновения аутизма и увеличением числа прививок существует.
  • Гормональный фактор. Причины возникновения этого расстройства могут брать начало в нарушении гормонального баланса. Повышенный уровень такого мужского гормона, как тестостерон, может привести к угнетению левого полушария мозга. Возможно, именно поэтому чаще всего аутизм диагностируют у мальчиков. Угнетение одного полушария вызывает активную функциональность второго, для того, чтобы компенсировать дисбаланс в работе. По этой причине мы можем наблюдать гениальных или одарённых личностей с данным заболеванием. Ещё аутизм у детей может провоцировать недостаточное количество норадреналина и адреналина. Которые и вызывают такие симптомы, как невозможность контактировать с окружающими, выраженная апатичность и отсутствие интереса к реальности.
  • Особенности воспитания в семье. Причины нарушения психического здоровья ребёнка могут составлять также отклонения в поведении родителей. Такие как частая напряжённая обстановка в семье и чрезмерные физические наказания малыша. Чтобы защититься и оградить психику от жестокой реальности, головной мозг блокирует основные процессы развития. Что со временем и формирует симптомы аутизма, такие как простые стереотипные поступки и повторяющийся механизм действий.

Детский аутизм

Симптомы заболевания

Признаки аутизма обычно заметны даже неспециалисту. Ребёнок отгорожен от окружающей действительности, погружён полностью в свой внутренний мир. У него плохо развивается способность к фантазированию. Не умеет играть и использует игрушки не по назначению. Языковые навыки чаще всего полностью отсутствуют. Дети с данным заболеванием склонны к самоизоляции, им совсем неинтересна окружающая реальность. Попробуем рассмотреть все признаки поподробнее.

Общение, вербальное и невербальное

Нарушение коммуникативной функции речи. Мы уже говорили о том, что аутичный ребёнок избегает общения, а это со временем может ухудшить возможности его речевого развития. Им свойственно проживать такую болезнь, как эхолалия. Её симптомы проявляются в повторении фраз без понимания того, о чём идёт речь. Чаще всего просто неосознанное повторение последнего слова из сказанной вами фразы.

Его речь недостаточно связана с окружением или ситуацией, она автономна. Характеризуется отсутствием или поздним появлением местоимений в первом лице. То есть когда голодны просто скажут «хочу есть», в то время как здоровые дети заявляют о своих желаниях с употреблением местоимения «я». Или довольно-таки часто путают местами, если всё-таки используют. В таком случае могут на себя сказать «он», а на собеседника «я». Могут проявиться склонности к словотворчеству.

Таким деткам трудно начинать разговор, как и продолжать, если всё-таки начало проложено. Возникают трудности в понимании собеседника. Они не различают юмор и им сложно осознать происходящий диалог.

По статистике, не разговаривает примерно 40% детей с этим заболеванием.

Социальное взаимодействие и отношения

Оторванность ребёнка от мира и невозможность осознать своё место в нём составляют симптомы отсутствия здорового взаимодействия.

Они не смотрят в глаза при общении, потому что это вызывает огромный уровень тревоги, с которым невозможно справиться.

Может присутствовать привычка принимать определённое выражение лица или позу. Построение дружеских отношений также отсутствует. По причине того, что нет возможности разделить с другими людьми свои интересы. Порадоваться вместе при каких-либо достижениях. Им трудно понимать чувства других, поэтому отсутствие сопереживания входит в симптомы аутизма.

Но эти все признаки не исключают наличия привязанности у аутистов. Они проявляют её и любовь своим отдельным способом, непривычным для окружающих.

Дети

Поведение и ограниченность в деятельности

Симптомы аутизма проявляются в неумении концентрироваться на объекте в целом. Они сосредотачивают своё внимание на отдельных деталях. Если вы покажете ему свою фотографию, ребёнок не увидит целостный образ, а лишь, к примеру, ухо или пуговицу на рубашке. То же самое и с игрушками, она не заинтересует его целиком, а привлечёт отдельной своей деталью.

Если увлекаются, то весь интерес сконцентрирован лишь в одной теме. К примеру, может быть увлечён только цифрами или видеоиграми, а остальное оставлять без внимания.

Присутствует острая необходимость в однообразной деятельности или сохранении определённого режима. Если идёт на прогулку, то строго по одному и тому же маршруту. И при малейшем отклонении от него может отчаянно и до упора сопротивляться. В процессе еды также может сохранять один и тот же ритуал. Если вдруг ему дадут не ту тарелку, с которой он привык есть, проявляет агрессию вплоть до нападения.

Предпочитают предметы, которые можно поворачивать, крутить или открывать. И на это они готовы тратить много часов. К примеру, без конца включать и выключать свет, или каждый день крутить кубик — рубик.

Нередки случаи, когда такие детки проникают «любовью» к какому-то неодушевлённому предмету и никогда не расстаются с ним. Для обычного человека это может быть мелочью, например, кнопка или листочек, в то время, как для аутиста это будет самым ценным и значимым.

Предугадать его реакцию обычно невозможно. Порой совсем незначительный нюанс, такой как, пуговица на рубашке, может вызвать бурю злости и паники.

Диагностика аутизма

Чаще всего родители первыми замечают какие-либо симптомы начиная с самого раннего возраста. На таком раннем этапе развития каких-либо серьёзных подозрений не вызывают. Поэтому чаще всего к специалистам обращаются по истечении нескольких лет. В тот момент, когда их опасения возрастают и не находят ответов.

Как мы уже говорили, постановка диагноза невозможна в первые месяцы жизни ребёнка. Но по достижению им трёхлетнего возраста врачи вполне могут определить саму степень аутизма. При лёгкой степени дети вполне могут казаться для окружающих нормальными и иметь минимальные отличия и отклонения. Что же касается тяжёлой, то чаще всего полностью нарушена функция мозга. Такой ребёнок не в состоянии функционировать нормально.

Степень тяжести аутизма варьируется от лёгкой степени к тяжёлой. При лёгкой степени аутизма, люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжёлой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально.

Первые признаки

Чаще всего начинают беспокоиться, когда не получают обратной реакции от малыша. В возрасте 3 месяцев детишки обычно узнают близких и проявляют радость при их появлении. Улыбаются, оживляются и пытаются издавать какие-либо звуки.

Малыши с расстройством психики никого не узнают и с ними порой невозможно установить зрительный контакт. Он может смотреть как бы сквозь человека, не воспринимая за живой объект.

Не минуют сложности также матерей, которые решили кормить малыша грудью. Он будет сосать или очень вяло или совсем от неё отказываться.

Инстинкт выживания, вложенный природой, заставляет малыша всячески оживляться при приближении взрослого, который о нём заботится. Он протягивает ручки и прижимается к груди, когда его обнимают. Для детишек с аутизмом попытка взять его на руки равна невыносимой пытке. Он будет всячески препятствовать и изгибаться, пока взрослый не оставит его в покое.

Дети

В определённый период развития у малышей происходит процесс перестройки сна, вырабатывается режим. У аутистов же возникает бессонница. Они не капризничают, но при этом лежат с открытыми глазами. И вот так бодрствовать могут очень длительное время.

Очень пугаются всяческих электроприборов, их шум вызывает ощущение паники. И, вообще, для них невозможным является нахождение в большой компании. При этом порой родители беспокоятся, что у ребёнка отсутствует слух, потому что он может не реагировать на громкий звук или когда его зовут. Это происходит потому, что посторонний звук для него неинтересен, если не вызывает страха. Он настолько погружён в свой внутренний мир, что совсем равнодушен к внешним раздражителям.

Когда ребёнок с данными нарушениями научается сидеть, он зачастую раскачивается из стороны в сторону или выполняет монотонные однообразные движения, к примеру, в виде хлопанья в ладоши.

Что делать родителям после постановки диагноза

На сегодня не изобрели методы, которые делают возможным лечение аутизма у детей. Но при этом существует много методик для того, чтобы помочь им стать полноценными членами общества. Развив навыки социальной адаптации, и научив их самостоятельности в бытовых вопросах и самообслуживании. Даже деток, у которых присутствуют признаки тяжёлой формы умственного расстройства, вполне реально научить основам общения с другими. Это должна быть совместная и слаженная работа родителей, психологов, детских врачей и психиатров. Обычно с помощью лекарственных средств и даже применению такого метода, как дельфинотерапия, вполне можно повысить интерес к окружающему миру.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Комментарии закрыты

Наверх