Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда.
Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей».
Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик.
«А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.
Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития.
Психомоторное развитие – что это?
Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка?
ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной.
Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.
С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем
Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по своему.
Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие.
На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д.
Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.
Частота сверки показателей
Если же вы решили все таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей.
Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода.
Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.
Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года
Первый месяц:
- Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
- Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
- Способен держать головку в лежачем положении
- Улыбается близким родственникам, которых часто видит
Второй месяц:
- Поворачивает головку в сторону источника шума
- Следит за предметами
- Способен держать головку в вертикальном положении
- Реагирует на речь
Третий месяц:
- Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
- Тянется к игрушкам
- Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
- Хорошо держит голову
- Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
- Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»
Четвёртый месяц:
- Пытается переворачиваться на спинку или на бок
- Тянется за игрушкой
- Смеётся
- «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение
Пятый месяц:
- Звуки выстраиваются в цепочку
- Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
- Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
- Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек
Шестой месяц:
- Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
- Активно переворачивается со спины на животик
- По разному реагирует на родных и чужих
- «Просится» на ручки
Седьмой месяц:
- При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
- Способен сам держать спинку
- Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
- Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
- Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.
Восьмой месяц:
- Способен самостоятельно сесть или лечь
- Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
- Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
- Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста
Девятый месяц:
- Стоит, если держать за ручку
- Самостоятельно играется с игрушками
- Специально кидает и следит за падением
- Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
- Произношение звуков становится удвоенным
Десятый месяц:
- Играет с другими детками
- Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
- Говорит первые слова
- Способен сам ходить, держась за опору
Одиннадцатый месяц:
- Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
- Способен самостоятельно стоять
- По разному реагирует на знакомых
- Машет ручками в знак приветствия и прощания
Годик:
- Говорит от 5 и более слов
- Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
- Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
- Способен долго играть с игрушками
- Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.
Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития.
Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!
Лекция детского невролога о психомоторном развитие ребёнка до года по месяцам. – Что должен уметь ребенок в каждый из первых месяцев своей жизни, как должно протекать его развитие:
Я конечно же на все эти нормы обращаю свое внимание, но особое значение не придаю, потому что каждый ребенок развивается индивидуально и отклонения могут быть.
Мы в нормы укладываемся. Даже чуток опережаем.