Рисование – один из наиболее популярных видов творчества среди детей любого возраста. Но родители не всегда поощряют тягу ребёнка к этому виду изобразительного искусства, иногда по очень банальной причине: будучи уверенными в том, что они не обладают художественными способностями, а поэтому вряд ли смогут помочь ребёнку в его стремлении научиться рисовать.
Как научить ребёнка рисовать, действительно ли это сложно и под силу только специалистам преподавателям? Профессиональная подготовка будущих художников на самом деле подразумевает учёбу в специализированных учебных заведениях – художественных школах и изостудиях. Но если взрослые хотят стимулировать увлечение ребёнка рисованием, то домашние занятия живописью будут совершенно нелишними, более того, доставят много приятных минут и родителям и детям.
Как и когда начать?
Знакомство ребёнка с миром красок можно начать рано, практически с 6-го месяца жизни, когда малыш начинает уверенно сидеть в детском стульчике. Так как дети в этом возрасте ещё не способны удержать в руке карандаш или кисточку, лучше начать обучение, используя пальчиковую технику рисования красками.
Специальные краски для рисования пальчиками не содержат вредных веществ, и, как правило, изготовлены на основе пищевых красителей. Поэтому не стоит бояться, если юный художник, захочет попробовать нанесённую на пальчики краску – это вполне естественное любопытство ребёнка в этом возрасте.
Положите перед сидящим в стульчике малышом лист бумаги и покажите на собственном примере, как можно, окунув пальчик в краску, сделать отпечаток на бумаге. Нарисуйте, используя несколько отпечатков простейшие фигуры: цветочек, улитку, яблоко.
Основная задача таких занятий – не получение «правильных изображений», выполненных в пальчиковой технике, а знакомство малыша с миром цветов и красок, формирование у него стойкого интереса к созданию ярких и интересных картинок.
Знакомимся с кисточкой и карандашами
Итак, ребёнок уверенно и правильно держит ручку, карандаши или фломастеры. Обычно это происходит в 2–4 года, именно в этом возрасте формируется правильный захват. Поэтому регулярные занятия рисованием будут способствовать не только развитию креативного потенциала ребёнка, но и хорошо подготовят его руку к письму.
В этом возрасте лучше рисовать гуашью – разновидностью красок, приготовленных на основе белил и клеевого компонента. Цвета гуаши более насыщены по сравнению с акварельными красками, ложатся ровнее и аккуратнее.
Работа с акварельными красками требует определённых, навыков, поэтому их лучше использовать чуть позже. Хотя некоторые любопытные опыты с акварелью можно проводить параллельно с работой гуашью.
Изучаем цвета
Поставьте перед ребёнком три баночки с краской, и расскажите ему, что основными цветами являются всего три цвета: жёлтый, красный и синий. Остальные же цвета получаются путём смешивания этих трёх красок.
Проиллюстрируйте свои слова, смешав краски:
Жёлтый +синий = зелёный
Красный +жёлтый = оранжевый
Синий +оранжевый = фиолетовый
Синий +красный +жёлтый = коричневый
Любопытный ребёнок обязательно поинтересуется: а можно ли получить путём смешивания основные цвета – красный, жёлтый и синий? Нет, потому эти цвета и названы основными.
Мир цветовых вариаций бесконечен: продемонстрируйте юному художнику, как можно сделать краску на несколько тонов светлее, если разбавить её водой. А если добавить в любой цвет немного белил (белой краски), то он станет более плотным, непрозрачным.
Осваиваем рисование простейших фигур
Наблюдательные дети часто самостоятельно подмечают сходство простейших геометрических фигур с окружающими их предметами. Например, овал напоминает им силуэт воздушного шара, форму круга они видят в сердцевине цветов, форме солнце; квадраты и прямоугольники в силуэтах домов и машин.
Чем легче ребёнок будет узнавать геометрические фигуры, тем проще ему будет объяснить, как нарисовать тот или иной заинтересовавший его предмет.
Рисуем воздушные шары
Очень простое и любимое многими детьми задание, идеально подходящее для начинающих художников – малышей двух — трёх лет.
Положите перед ребёнком чистый лист бумаги, попросите его взять кисточку и набрать немного краски из баночки с гуашью. Для этого задания гуашь лучше немного развести, чтобы она не была сильно густой, либо воспользоваться акварельными красками.
Взяв в руки кисточку с краской, приложите её к листу бумаги так, чтобы ворс кисточки лежал практически плашмя, должен получиться своего рода «лепесток». В этом положении осторожно поверните кисточку из стороны в сторону – и получится круг, или удлинённый овал. Наберите ещё немного краски на кисточку, и капните несколько капель внизу получившегося шарика, а затем резко поставьте лист бумаги вертикально. Краска потечёт – и нарисует таким образом «верёвочку» от шарика.
Предложите ребёнку самостоятельно нарисовать несколько шаров, используя разные цвета красок, и у него получится яркий и красивый рисунок!
Рисуем цыплят
Маленькие комочки из жёлтого пуха, что они напоминают малышу? Покажите юному художнику цыплят на картинке, обсудите, какую геометрическую форму они ему напоминают. Если ребёнок не может дать однозначный ответ, предложите ему нарисовать цыплят.
Как научить ребёнка рисовать цыплят? Очень просто. Фигурка цыплёнка будет состоять из двух ярко-жёлтых кругов: большого (тело), и маленького (голова). Две — три линии могут обозначить лапы и хвостик, а чёрная точка в середине верхнего круга – глаз нашего цыплёнка. Ещё несколько взмахов кисточки с зелёной краской, – и перед нами лужайка с гуляющими на ней цыплятами.
Как научить ребёнка рисовать более сложные фигурки любимых зверушек, используя его познания о простейших геометрических фигурах? Очень просто, нарисовать зайца можно всего лишь за одну минуту!
Рисуем мордочку зайчика
Что такое заяц? Ну, конечно, это, прежде всего, уши! На что похожи уши зайчика? Они овальной формы.
Шаг 1. Рисуем два близко расположенных друг к другу, слегка вытянутых овала. Нижние части не закругляем, объяснив ребёнку, что тогда мы не сможем нарисовать голову зайчика красиво.
Шаг 2. Внизу, где оканчиваются ушки, рисуем круг – это будет мордочка нашего зайчика. В образовавшемся круге рисуем небольшой, слегка вытянутый горизонтально овал, и закрашиваем его. Это будет носик зайца. (Рис.2).
Шаг 3. Ставим две точки – это глазки нашего зайца. От носика проводим горизонтально несколько линий – это будут заячьи усы. Заяц готов, осталось самостоятельно дорисовать ему улыбку!
А теперь усложним задание, и покажем, как научить ребёнка рисовать зайца целиком, да ещё и с морковкой! Рисуя, продолжаем акцентировать внимание на сходстве отдельных элементов рисунка с геометрическими фигурами.
Шаг 1. Рисуем два каплевидных овала, первый внизу немного заостряем, второй рисуем поэтапно: сначала его округлую часть, потом соединяем её диагональной линией с первым из нарисованных овалов.
Шаг 2. Добавляем уже знакомые по предыдущему рисунку элементы: кружок – мордочку зайца, вытянутый овал внутри мордочки с носиком и усами-палочками. Не забываем про ротик и зубки!
Шаг 3. Рисуем тело: сначала большой полуовал, соединённый с головой, затем, внутри него ещё один, маленький, обозначающий животик нашего зайчика. Не забудьте про пупок, который обязательно есть у любого зайца!
Шаг 4. Какой же заяц может быть без лап и хвоста? Рисуем два каплевидных овала внизу тела нашего зайчика. Несколькими прямыми линиями обозначаем наличие коготков! Хвостик рисуем с правой стороны, он будет похож на маленький кружок. Обозначаем двумя полуовальными линиями произвольной формы лапки по бокам туловища.
Шаг 5. Ну а теперь, самое главное – морковка! И опять акцентируем внимание юного художника на сходство деталей рисунка с геометрическими формами. На что похожа морковка? Ну, конечно, же, на треугольник! В одной из лап зайца рисуем слегка вытянутый острым концом вверх треугольник. Не забываем про хвостик зелени!
Не бойтесь предлагать ребёнку произвольные темы для занятий рисованием – пусть он экспериментирует, смешивая краски и создавая свои особенные сюжеты. Не пытайтесь навязать ребёнку взрослые стереотипы восприятия тех или иных предметов, утверждая, что «дом должен быть только с крышей», а клубника «не может быть оранжевого цвета».
Помните, что фантазия, воображение, нестандартный взгляд на уже знакомые явления и предметы являются залогом гармоничного развития творческих способностей детей.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Мы рисуем в лучших традициях абстрактного искусства. Но сейчас учимся выводить кружочки и другие фигуры. Спасибо за статью, особенно за зайчика, по его примеру выдумываем свои варианты.