Задачи на развитие логики для детей

Развитое логическое мышление является очень важным показателем интеллекта растущего ребёнка. Для того чтобы заинтересовать маленьких детей заданиями, которые помогут развить у них логику, необходимо принимать во внимание их возраст, уровень развития речевых навыков и особенности темперамента.

Приступаем к обучению

УпражненияЧем меньше возраст детей, в котором вы начинаете занятия логикой, тем больше у них будет потребность в наглядности. В раннем возрасте (2–3 года) многие дети ещё не очень хорошо владеют навыками связной речи, не могут объяснить и аргументировать ход своих мыслей. К тому же сам образ их мышления в этом возрасте требует высокого уровня наглядности.

Поэтому используйте на занятиях больше дидактического материала, выбирайте те задачи и упражнения на логику, в которых  используются карточки лото, счётные палочки, макеты геометрических фигур, мозаика и пазлы.

По мере роста ребёнка и развития у него логического мышления, наглядность будет иметь все меньшее значение, и со временем  нужно повышать количество тех упражнений на логику, решения которых ищется в «уме», а аргументация выстраивается путём построения словесно-логических заключений. Хорошо развитые навыки поиска решений в «уме» говорят о высоком уровне развития логического мышления у детей.

Возрастной период 2–4 года

В этом периоде ребёнок начинает осваивать  базовые операции, необходимые для развития логики, такие, как анализ, сравнение и классификация. Самым необходимым на этом этапе дидактическим материалом будут карточки детского лото (на картинках могут быть изображены животные, предметы обихода, геометрические фигуры). Карточки можно сделать, нарисовать или распечатать самим.

Закончи цепочку

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающих предметы одного класса, например, несколько хорошо знакомых ему животных: собака, кошка, мышь, лиса. Рядом положите несколько карт с любыми другими картинками, среди которых должна быть одна карта, изображающая животное. Предложите ребёнку выбрать из второй группы карточек, ту, которая, на его взгляд, должна дополнить первый ряд картинок. Попросите его обосновать свой вывод.

Этот тип задания хорош своей универсальностью, можно предлагать детям классифицировать  предметы, изображённые на карточках по разным признакам.  Это могут быть животные, птицы, мебель, еда и т.д. В процессе выполнения этого задания отлично тренируется и развивается внимание, а также необходимые для развития логики навыки: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Кто был сначала?

Развивающая играДля этого упражнения необходимы карточки лото с изображением детёнышей млекопитающих – щенками, котятам, цыплятами, утятами и т.д. Положите перед ребёнком карточки лото с изображением «взрослых» животных. А потом предложите ему из имеющихся карточек с детёнышами подобрать соответствующие  «родителям» карты. Объясните ребёнку суть процесса – что из маленького детёныша (цыплёнка, утёнка, щенка) со временем вырастает взрослая курица, утка, собака.

В дальнейшем усложняйте задания, обыгрывая противопоставление «сначала – потом». Рассмотрите внимательно картинки из хорошо известной малышу сказки «Теремок». Потом выберете какую-то одну картинку из этой сказки и обсудите с ребёнком последовательность действий –  что произошло сначала  (то есть перед тем, что изображено на текущей странице), и что произойдёт потом.

Это задание будет любимым у тех детей, которые любят сказки, так как построение в них сюжетной линии всегда предполагает наличие временной категории «сначала – потом».

Ближе к 4 годам необходимо вводить задания, ориентированные на развитие словесно–логического типа мышления.  Нужно создавать условия для развития у детей умения пользоваться словесной аргументацией в процессе выполнения заданий на логику.

Для начала используйте простейшие задания, позволяющие производить анализ  предметов и явления.

Что у кого есть?

Предложите ребёнку самостоятельно сформировать набор признаков, присущих тому или иному классу предметов:

Например:

У цветка всегда есть… (стебель, листок, лепестки, корень.)

У машины всегда есть… (колёса, фары, двери, кузов.)

У лисы всегда есть… (голова, лапы, хвост, усы.)

У дома всегда есть… (двери, окна, крыша, стены.)

Что лишнее?

Необходимо найти в ряду перечисленных предметов лишний, причём желательно, чтобы ребёнок мог обосновать свою точку зрения. Уточните, по какому признаку он отделил  этот предмет или понятие от группы других, почему он собрал остальные предметы в отдельную группу?

Развивающая играРучка, карандаш, фломастер, расчёска

Река, озеро, песок, лужа

Кукла, стол, петрушка, мишка

Зима, лето, осень, непогода

Жёлтый, голубой, фиолетовый, грустный

Укроп, петрушка, зелёный лук, тыква

Бегать, прыгать, приседать, спать

Кислый, горький, сладкий, варёный

Также уже можно пробовать вводить в задания не только конкретные предметы, но и абстрактные явления, например, ощущения, переживания, состояние окружающей среды.

Возрастной период  4–6 лет

В этом возрасте наглядность обучения всё больше теряет свою актуальность, хотя нельзя говорить о её полном вытеснении. Поэтому желательно уделять больше времени тренировки мыслительных операций, производимых в уме. Старайтесь на занятиях использовать по максимуму задания, направленные на проработку и построение словесных умозаключений.

Ранжирование

В этом возрасте большое значение приобретают задачи на ранжирование как однородных, так и разнородных предметов.

Сущность ранжирования заключается в определении  значимости предмета по какому-либо признаку. Можно объяснить суть этого явления на следующем примере:

Муха – бабочка – голубь – ястреб – страус. Объясните ему, что эта цепочка проранжирована по такому признаку, как размер существа, от самого маленького (муха) до самого большого (страус).

Предложите следующие цепочки для самостоятельного ранжирования:

Семечка – вишня – горошина – тыква – мандарин

Снежинка – сосулька – снежок – снеговик – айсберг

Младенец – женщина – девочка – бабушка – девушка

Ноготь – глаз – палец – рука – нога

Пузырёк – бидон – бутылка – стакан – бочка

Желательно, чтобы у детей не возникало проблем с аргументацией во время выполнения этого задания. Всегда уточняйте, по какому именно признаку они производят ранжирование, почему  выбрали этот признак, а не какой-либо другой.

Общее – частное

В этом возрасте дети уже должны хорошо различать понятия «общее» и «частное»,  легко справляться с упражнениями на эту тему.

Пусть ребёнок назовёт одним словом следующие предметы:

Игра на логикуМандарины, апельсины, яблоки,  груши –  это…  (фрукты)

Стул, стол,  диван, табурет – это…  (мебель)

Стакан, ложка, вилка, тарелка, нож – это… (посуда)

Береза, дуб, каштан, липа, ель – это…  (деревья)

Сентябрь, январь, март, декабрь, май –  это…  (месяцы)

Если ребёнок хорошо справляется с такими заданиями, то для него не составит труда и отделение конкретных, исчисляемых величин, от величин обобщающих, неисчисляемых. Другими словами, он сможет легко ответить на следующий вопрос: «Чего будет больше:  дубов или деревьев, ягод или клубники, жуков или насекомых?

Во время выполнения заданий обязательно уточняйте у детей, какие моменты вызвали у них затруднения. При необходимости повторите задание несколько раз.

Задачи для всех

Самый хороший способ сохранить интерес к занятиям логикой у детей – это заниматься вместе, всей семьёй. Задачи на тренировку смекалки и логику для ребёнка 5–7 лет доставят приятные минуты не только детям, но и их родителям, предоставляя им возможность провести анализ своих логических способностей.

Более того, иногда родители становятся свидетелями ситуаций, когда ребёнок ищет решение  задания на логику быстро и без проблем, в то время как им понадобилось время, чтобы найти правильное решение.

Тренируйте логику у детей, тренируйтесь вместе с ними и тогда занятия, столь необходимые для интеллектуального развития ваших детей, станут приятными и полезными для всей семьи.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Предлагаем родителям видео сюжет с заданиями для малышей на развитие логического мышления:

Комментарии закрыты

Наверх