Добавить в закладки

Режим дня ребёнка дошкольника

Режим дня ребёнка подстраивается под жизненные обстоятельства, а также под ритм, привычки и планы семьи: как самого малыша, так и его родителей.

Помните: распорядок дня — способ распределить время по видам деятельности в течение суток. Его задача не нагрузить ребёнка по максимуму, а сбалансировать его распорядок дня так, чтобы организм и нервная система малыша не были перегружены, чтобы любой вид деятельности приносил пользу, а не истощал ребёнка. Периоды работы и учёбы должны сочетаться с отдыхом, сном и едой.

Детский распорядок дня

 

Плюсы и минусы соблюдения режима

Не все психологи и педиатры сходятся во мнении о пользе введения в жизнь ребёнка чёткого распорядка дня. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы в соблюдение режима. Выбор остается за родителями, только они могут понять действует ли распорядок дня на их ребёнка положительно или присутствует гораздо больше отрицательных моментов.

Отрицательные отзывы:

  • Соблюдение жёсткого режима противоречит естественной биологии: организм ребёнка на уровне интуиции понимает свои потребности, и режим не является необходимостью.
  • Режим – это своего рода насилие и принуждение делать «как надо». Далеко не каждому дошкольнику режим приносит психологическую пользу.
  • Ребёнок – личность творческая, обладающая индивидуальностью и открытостью. А режим – это ограничения, которые нужны иногда больше родителям.

Положительные отзывы:

  • Соблюдение режима дня для дошкольника – это путь к здоровому телу: одно время для приёмов пищи, прогулок на свежем воздухе, сна.
  • Врачи считают, что именно соблюдение режима способствует укреплению здоровья; всему своё время: еде, сну, прогулкам, и организм привыкает – сон становится крепким, а аппетит улучшается.
  • Именно режим помогает организовать время ребёнка, а это значит, что всё будет предсказуемо, запланировано, как следствие, у дошкольника не будет чувства беспомощности от попадания в неожиданные ситуации, не будет суеты и беспокойства.
  • Ребёнка, который привык к режиму нужно меньше контролировать. Это хорошо как для родителей, так и для дошкольника.
  • Именно распорядок дня часто становится тем «спасательным кругом», который спасает малыша в новом мире школы. Это та стабильность и неизменность, которая придаёт уверенности.
  • Режим часто способствует формированию самодисциплины.

Дисциплина
Важно понимать, что режим дня ребёнка – это не строгий график, когда с точностью до секунды нужно уложиться во время для выполнения задания, это хороший способ удовлетворить потребности крохи. Взрослея, распорядок дня у малыша может и должен меняться.

Для каждой семьи режим будет строиться согласно их представлениям о необходимой деятельности для ребёнка, хобби и традициях.

Перед важнейшим событием для малыша – поступлением в школу – задача родителей заранее перестроить его распорядок дня, так, чтобы минимально изменять его в начальной школе. Ребёнок должен высыпаться, гулять, делать уроки не поздно вечером, а заранее. Чтобы дошкольник мог не только учиться, но и уделить время играм, хобби или любимому делу.

Составляя распорядка дня помните:

  • важна гибкость режима;
  • разумность его составления;
  • необходимо исходить из интересов и потребностей именно вашего ребёнка.

Приучаем ребёнка к режиму дня

Если так сложилось, что ваш ребёнок не соблюдает режим дня или по каким-то причинам его распорядок сбился или попросту плохо вписывается в новые обстоятельства жизни дошкольника, то необходимо его изменить.

Делать это нужно постепенно:

  • Играйте с ребёнком, приучая к режиму. Вам очень помогут игры и соревнования. Используйте цветные плакаты, смешные и оригинальные часы, будильники, яркое расписание и т.д.;
  • Не отклоняйтесь от режима, ни при каких условиях (приход гостей – не повод изменить режим);
  • Обращайте внимание на то, как ребёнок себя чувствует (при болезни внесите необходимые корректировки в распорядок дня);
  • Не заменяйте игры и прогулки на компьютер, планшет или телевизор;
  • Покажите пример – обязательно сами соблюдайте режим, иначе ребёнок увидит, что распорядок дня необязателен.
  • Интуитивный режим. Если вы внимательно приглядитесь к своему малышу, то заметите, что часто он встаёт и идёт спать примерно в одно время, играет, гуляет. Родители, отрицающие принятый распорядок дня часто выстраивают свой, не осознавая этого.

Режим дня

Что даёт режим дня ребёнку

  • Каждый педиатр говорит родителям, что режим дня дошкольника — это база для здоровья ребёнка, а не просто временный момент в жизни — режим поможет развиваться, учиться и расти без вреда для здоровья.
  • Также распорядок дня влияет на психологическое здоровье малыша. Если ваше чадо засыпает и просыпается в разное время, значит, и бодрствует он разное количество часов. Как результат утомляемость, раздражительность, возможны проявления агрессии и ослабление иммунитета.
  • Режим организует ребёнка и помогает в достижении поставленных целей. Если он хочет научиться играть на гитаре или в шахматы, в его расписании появится время для занятий, соответственно малыш идёт к цели.
  • Распорядок дня ребёнка нужен как самому дошкольнику, так и взрослому. Причём, сначала он немного нужнее родителям, потому что это способствует лучшему контролю своего времени. Затем режим нужен уже ребёнку.
  • Ребёнку, который живёт по режиму с детства, не приходит на ум отказаться ложиться спать, есть или гулять. Малыш сам будет охотно придерживаться распорядка дня, потому что это залог стабильности и спокойствия, которые так для него важны. По утрам у ребёнка есть время, не спеша одеться, никто его не подгоняет. Днём ритм жизни в семье предсказуем – все проходит мирно и без конфликтов. Вечером родители могут посвятить время себе.

Со временем режим незначительно изменяется. Уменьшается количество сна, ребёнок престаёт спать днём или спит меньше. Но помните, что ребёнку все ещё необходим более продолжительный сон, нежели взрослому.

Сон дошкольника

  • крохе до 5 лет необходимо спать больше 12 часов в сутки;
  • малышу чуть старше: от 5 до 6 уже подойдёт сон от 11 часов;
  • дошкольник обязательно должен спать днём один раз.

Особенность сна ребёнка определяется всем, что его окружает. Звуки, обстановка дома, воспитание. Ряд детей необходимость идти спать воспринимают с неохотой, иногда с агрессией. Малыш не знает и ни понимает, что регулярное недосыпание часто является причиной его плохого самочувствия, отсутствия настроения, частых капризах и крайне негативно отражается на здоровье в целом. Что ярко отражается не только на состоянии нервной системы, но и в ослаблении иммунитета всего организма в целом.

Сон

Ложимся спать и встаём вовремя

  • Часто малыш хочет завершить то, чем он занимался (игру, рисование и т.д). Поэтому заранее (за 10-15 минут) скажите ребёнку о том, что скоро нужно ложиться спать. А когда этот момент наступит, отведите ребёнка в кровать, не поддавайтесь уговорам поиграть ещё немного или слезам о том, что он не дорисовал картину.
  • Постепенно переключить ребёнка от игры ко сну поможет правило о том, что малыш должен сам переодеваться. Готовить (расстилать) кровать ко сну, укладывать любимую игрушку под одеяло.
  • Самый лучший способ побудить малыша запрыгнуть быстро в кровать и приготовится ко сну — это ритуал с чтением книги на ночь в обнимку с мамой или папой.
  • Лучше всего, если после пробуждения ребёнок сразу встаёт. Но не забывайте при необходимости оставить минут пять или десять на переход малыша от сна к бодрствованию, ведь некоторым нужно время, чтобы проснуться.
  • Затем пусть малыш самостоятельно оденется. В течение всего дошкольного времени у детей следует закреплять привычку одеваться самостоятельно, умываться и причёсываться после сна.

Основные правила составления режима

  • Режим должен быть подходящим и удобным для вас и ребёнка.
  • Важно учитывать биологические ритмы малыша, а не изменять их.
  • Нет «верного» распорядка, есть возможный план. Вы можете вставать рано или, напротив, строить свой распорядок так, чтобы обязательно выспаться.

Если ежедневно повторяется режим во времени отхода ко сну, еде, времени для обучения, прогулок и игр — оказывает благотворное влияние на все физиологические процессы в организме и нервную систему ребёнка Известно, что отсутствие нормального режима влияет на состояние дошкольника: ребёнок утомляется, чувствует себя вялым или, напротив, слишком возбуждён.

Режим дня ребёнка

Возможный распорядок дня ребёнка 3 лет. Мама и ребёнок

Примерное времяЗанятия совместно с мамой
7:00Поднимаемся, умываемся, одеваемся
8:00Готовим и едим завтрак
9:00Играем, делаем задания, узнаём что-то новое
10:00Можно перекусить
10:30 - 12:00Время отправится на прогулку
12:30Обедаем
13:00 - 15:00Послеобеденный сон
15:30Легкий перекус
16:00Время развивающих игр, творчества и рукоделия
16:30 - 18:00Прогулка
18:30Ужин в кругу семьи
19:00Спокойные игры и совместное общение
20:00 – начинайте готовиться ко сну, умывание/ваннаНачинайте готовится ко сну: оденьте пижаму, почитайте сказку
20:30Пора спать

Возможный распорядок дня дошкольника. Ребёнок САМ!

Примерное времяРебёнок сам
7:30Подъём, умывание, одевание
8:30Завтрак
9:00Время подвижных игр и развивающих заданий
10:00 - 13:00Время прогулки
13:00Обед
13:00 - 15:00Послеобеденный сон
15:30Легкий перекус
16:00Время развивающих игр, творчества, рукоделия и хобби
18:30Ужин в кругу семьи
19:30Спокойные игры и совместное общение
20:00Готовимся ко сну, читаем на ночь
21:00Сон