Все родители хотят, чтобы их дети не только в совершенстве овладели навыками связной речи, но и произносили звуки чётко и красиво, делали правильные логические паузы, следили за интонацией.
Однако грамотная и красивая речь не появится у начинающего говорить малыша сама по себе. Именно поэтому занятия логопедической гимнастикой являются необходимыми для маленьких детей, их нужно проводить, начиная с полутора-двух лет.
Что включает в себя логопедическая гимнастика? Это упражнения, направленные на тренировку подвижности органов артикуляции, правильную работу лингвистического аппарата (языка, губ, гортани) в процессе произношения звуков речи.
Артикуляционная гимнастика для детей является важной частью общего комплекса логопедических упражнений, а также предполагает постановку правильного речевого дыхания.
Упражнения по тренировке артикуляции
Эти занятия улучшают подвижность языка и губ малыша, способствуют правильному произношению звукосочетаний и слов. Гимнастика для языка обязательна, так как язык является самым подвижным из звукообразующих органов. Наиболее подвижными является кончик языка, его верхняя и боковая части. От уровня свободной подвижности этих частей и зависит качество произносимых ребёнком звуков.
Гимнастика для язычка будет наиболее приятной для детей, если демонстрируемым заданиям будут даваться весёлые образные названия, а сами упражнения будут сопровождаться подробными родительскими комментариями.
Упражнения могут быть динамичными, когда язык или губы выполняют какие-то движения, либо статичными, когда органы фиксируются в определённом положении. Динамичные необходимо повторять 5-7 раз.
«Домик»
Ребёнок сидит с закрытым ротиком. Объясните ему, что его ротик – это маленький домик с закрытой дверью. «Тук, тук!» – кто-то постучался в домик. Стучим по щёчке малыша пальчиком. Двери (ротик) широко открываются. «Пока, пока!» — прощается посетитель, и ротик закрывается.
«Вкусняшка»
Попросите ребёнка представить, что он есть что-то очень вкусное, например, любимую конфетку. При этом он должен чуть приоткрыть ротик и облизнуть языком сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Проделайте эти упражнения несколько раз.
«Окошко»
Необходимо, чтобы малыш широко открыл ротик и произнёс на выдохе букву «О». Ротик должен оставаться открытым в течение 5 секунд.
«Лопатка»
Ребёнок высовывает язычок как можно дальше, кладёт его на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5-7 секунд.
«Надуваем пузыри»
Делаем вдох, закрываем ротик и надуваем щёки. Затем малыш должен чуть пристукнуть себя пальчиками по надутым щёчкам и выдохнуть, имитируя звук «пф-ф-ф».
«Удивлённая мартышка»
Покажите ребёнку его губки. Затем предложите ему по счёту «раз, два, три» широко растянуть их в улыбке, как делают маленькие обезьянки. Затем обезьянка, увидев что-то, удивляется – тогда малыш должен, округлив губы, громко произнести «О-о-о».
«Прыг-скок»
В этом упражнении язычок как бы «подпрыгивает», высовываясь из ротика. Кончик языка попеременно тянется к носику и к подбородку. Упражнение повторяется несколько раз.
«Прятки»
Широко открыв рот, ребёнок кладёт кончик языка за нижние зубки, таким образом, «спрятав» его. Следующее движение – язычок «нашёлся». Кончик языка поднимается, закрывая собой верхние зубки.
«Чистим зубки»
Все малыши знают, что для чистки зубов необходима зубная щётка. Предложите им попробовать почистить зубки язычком. Как это сделать? Ребёнок должен приоткрыть ротик провести кончиком языка сначала по нижним зубам и дёснам, затем – по верхним.
«Мартышка-забияка»
Эти упражнения содержат элементы мимической гимнастики, им можно заканчивать артикуляционную разминку для детей. Все дети любят строить рожицы, показывать язык и дразниться, поэтому с удовольствием выполняют эти задания.
Мартышка улыбается – широко улыбаясь, дети прикладывают раскрытые ладошки к ушам и качают головой из стороны в сторону.
Мартышка дразнится – сохраняя предыдущее положение ладошек, ребёнок время от времени быстро высовывает и прячет кончик языка.
Мартышка украла мандаринку – малыши набирают в ротик воздух и перекатывают его с одной щеки в другую, имитируя, таким образом, «украденную» мандаринку.
Логопедические змейки
Этот вид работы над произношением позволяет хорошо отработать постановку звуков «л», «с», «ш», «з», «ц». Вырежьте из толстого картона контур змейки, нарисуйте ей глазки и язычок.
Выберите картинки из детского лото (можно также использовать детские журналы или газеты), на которых изображены предметы, содержащие нужную букву.
Например, отрабатывается произношение буквы «С». Выберете картинки тех предметов, которые начинаются или заканчиваются на букву «С» либо содержат эту букву посередине слова.
Это могут быть следующие слова:
сумка, стакан, сова, самолёт, ананас, пистолет, солдат, собака, и т.д.
Расположите карточки с изображёнными предметами по телу змейки. В целом необходимо выложить на змейку около 15 карточек. Затем, приговаривая, «ползёт змейка, извивается, звук «С» выговаривать старается», предложите назвать выложенные на змее предметы, не останавливаясь и не делая долгих пазу между словами.
Во время выполнения этого упражнения необходимо следить за чистотой и качеством произношения нужного звука. Ребёнок должен произносить называть нужные предметы быстро, но при этом чётко, не допускайте образования во рту «каши».
Регулярное проговаривание слов, в составе которых есть нужная буква (при условии постепенного наращивания скорости произношения) отлично способствует постановке трудных звуков.
Отработка произношения согласных: мягкие и твёрдые звуки
Большое значение имеет правильное произношение дошкольником твёрдых и мягких согласных. Дело в том, что когда произносится мягкий согласный звук, язык сильнее поднимается к нёбу, и проход, по которому проходит воздух, сужается. Согласный звук считается мягким, если за ним в слове идут гласные «е», «ё», «ю», « я», «и» либо мягкий знак «ь».
Необходимо следить за тем, чтобы в процессе речи ребёнок отличал произношение мягких и твёрдых согласных, для тренировки этого навыка можно использовать скороговорки и стихи.
Котик Тимка укатил клубок в уголок.
Прыг-скок под плетень, прямо в тень!
Топор в пень – дзень!
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Попросите ребёнка повторить скороговорки сначала медленно, потом чуть быстрее. Проанализируйте вместе, какие согласные звуки встречаются в них чаще? Как они звучат? Соберите логопедическую змейку, используя слова на определённую согласную, которая находится в слове в мягкой позиции.
Например, слова, которые включают звук (C‘):
селёдка, седло, василёк, беседка, сито, лисичка, наседка, сердце, поросёнок.
Развиваем речевой слух
Развитый речевой слух является залогом хорошего восприятия ребёнком текстов, произносимых вслух. Именно этот навык позволит делать ему меньше ошибок в школьных диктантах, позволит лучше усваивать речь преподавателя на уроках.
«Весёлая семейка»
Расскажите детям о весёлом семействе маленьких лягушат, проживающих на болоте.
Лягушачий папа был самым большим и зелёным и квакал вот так: ква-а-ква-а-ква-а. Лягушка-мама была меньше и поэтому квакала тоненько и не так громко, вот так: ква-ква, ква-ква. А их маленький лягушонок сынок был очень шаловливым и любил петь песенки вот так: ква-ква, ква-ква-ква!
Затем попросите малышей угадать, кто квакает? Взрослый изображает кваканье членов лягушачьей семьи – мамы, лягушонка и лягушки-папы, а дети отгадывают. Если они путаются и не могут отгадать сразу, попросите их не спешить, и ещё раз внимательно прослушать, как квакает лягушиная семья. При этом маленькие участники игры должны постараться зафиксировать отличия.
В конце игры предложите детям проквакать самостоятельно, тщательно воспроизведя особенности кваканья членов лягушачьей семьи.
Развиваем слуховое внимание
Дом – Том – Ком
Для этого упражнения понадобится картинка, на зимнюю тематику, на ней должны быть изображены домик, занесённый снегом, и маленький мальчик, который лепит снеговика.
Покажите ребёнку, что изображено на картинке, объясните, «Это – дом, это – мальчик Том, который лепит снежный ком». Попросите его показать, где Том, а где дом и ком. Затем указывая пальцем на нужные картинки, быстро называйте «дом», «ком», «Том».
Через некоторое время ребёнок должен самостоятельно называть нужные слова, показывая на картинки и не путаясь. Постепенно увеличивайте скорость, с которой он произносит нужные слова, следите, чтобы слова называли предметы верно.
Занимаемся с удовольствием
Какие бы упражнения по развитию речи вы ни выполняли с детьми, старайтесь, чтобы они получали от их выполнения только положительные эмоции. Дошкольники не способны полностью осознать необходимость логопедических занятий и ту пользу, которую они приносят. Поэтому не настаивайте, если видите, что ребёнок устал или у него нет настроения. И обязательно отмечайте маленькие «победы» в освоении трудных для него звуков, стимулируйте его желание добиться успеха в этом нелёгком деле.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Передача на тему: Нужен ли вам логопед. Артикуляционная гимнастика для детей:
Комментарии закрыты