Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка

Развитие мелкой моторики у детей – один из существенных факторов, отвечающий не только за своевременное формирование навыков связной речи у дошкольников, но и за общий уровень их интеллектуального развития.

Мелкая моторика, как она оказывает влияние на развитие детей?

Ребёнок показывает пальчикиМелкая моторика – это совокупность движений пальцев, ладоней и кистей рук ребёнка. Учёными давно установлено, что у детей, которые хорошо координируют движения своих пальчиков, быстро и своевременно развиваются отделы головного мозга, отвечающие за формирование речевых навыков.

Проведём тест

Попросите малыша (возрастом 1,5–3 года) поднять ладошку и по очереди показать сначала один пальчик, потом второй, затем третий. Те детки, которые без особого труда могут поднимать и опускать пальчики изолированно, скорее всего, уже начали говорить и речевой запас их высок. А вот если ребёнок не может двигать каждым пальчиком отдельно, то уровень развития у него мелкой моторики невысок. Скорее всего, такие детки пока не разговаривают и у них возникают проблемы с речевым развитием.

Моторика грудных детей

В первые несколько недель после рождения движения малыша своими конечностями хаотичны и непоследовательны – он ещё не осознаёт власть над собственными ручками и ножками, его мозг недостаточно развит, для того чтобы координировать их движения.

Однако развитие ребёнка идёт стремительно и уже к концу второго месяца жизни он начинает проявлять осознанный интерес к своим рукам – любит сосать большой палец, подолгу может рассматривать ручку, шевелить пальчиками. Именно в этот период необходимо предпринимать первые шаги для обеспечения двигательной активности рук и пальчиков малыша.

Полноценная тренировка пальцев рук должна включать не только массаж кистей рук, но и каждого пальца по отдельности. Особе внимание нужно уделять подушечкам пальцем, ведь именно там находятся нервные окончания, правильная стимуляция которых, отражается благоприятным образом на работе растущего мозга маленького ребёнка.

Массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до года)

  • Массаж ручекПроводить массаж нужно в период активного бодрствования ребёнка, старайтесь, чтобы в этот моменту у него было хорошее настроение. Если он капризничает, устал или не очень себя хорошо чувствует (лезут зубы, например), тогда массаж лучше перенести на другое время.
  • Возьмите ручку малыша в свою руку, немного согрейте и слегка подвигайте, придерживая за кисть. Нужно добиться, чтобы кисть ладошка и пальчики были расслаблены.
  • Начинаем массаж с большого пальца. Разомнём поглаживающими движениями сначала основание пальчика, затем постепенно поднимемся от его основания к подушечке. Проделаем такую манипуляцию с каждым пальцем по очереди.
  • Чтобы ребёнку нравились такие игры и манипуляции с руками, можно рассказывать ему во время занятий коротенькие стишки, прибаутки, поговорки.

Например:

Этот зайчик в лес пошёл (взяли большой пальчик)

Этот зайка гриб нашёл (перешли к указательному)

Этот зайка чистить стал (массируем средний пальчик)

Этот зайка жарить стал (перешли к безымянному)

Ну, а этот взял – и съел! (закончили массировать мизинчик).

Занятия, которые стимулируют и развивают мелкую моторику дошкольников, очень  разнообразны. Это, прежде всего, игры, специальные творческие задания, задания, стимулирующие физическую активность нужных отделов рук малышей. Важно помнить, что пока ребёнок маленький, нужно уделять как можно больше внимания упражнениям по развитию его мелкой моторики, это поможет избежать проблем, связанных с задержкой речевого и интеллектуального развития в дальнейшем.

Упражнения для развития мелкой моторики

Играем с мелкими частицами и предметами

Эти задания очень просты, их легко организовать, используя подручные материалы: бусины, пуговички, фасоль, горох. Самое элементарное задание – сортировка. Можно смешать несколько видов предметов: горох, фасоль и, например, пуговички, и предложить ребёнку распределить эти предметы в три отдельные группы – фасоль, горошины и пуговички. Помимо развития мелкой моторики эти игры хорошо тренируют терпение и внимание, поэтому они будут нелишним для тех детей, у которых есть проблемы усидчивостью.

Внимание: это задание не подходит совсем маленьким детям до полутора лет, в связи с тем, что выполняя, его они могут проглотить какие-нибудь из маленьких предметов. Если вы все же дали такое задание малышу, не оставляйте его во время выполнения без присмотра.

Задания и упражнения на развитие силы и координации рук дошкольников

  • Ребёнок лепит из пластикиРазминаем тесто, пластилин, глину. Помимо развития силы во время разминания кусочка пластилина или теста происходит самомассаж ручек и ладошек ребёнка. Покажите, какие ямки остаются в пластилине, когда вы или ребёнок надавите на него разными пальчиками.
  • Вдавливаем отдельные предметы в пластилин. Очень полезное задание, стимулирующее также творческий подход. Продемонстрируйте ребёнку, что получится, если вдавить в слой теста или пластилина бусинки, горошинки, фасоль. Сложите, используя перечисленные предметы, простенький рисунок на кусочке пластилина, например, солнышко с лучиками.
  • Рвём и мнём бумагу. Порвите лист ненужной бумаги следующим образом: возьмите листок в две руки и потяните его руками в разные стороны. Покажите так же, как можно также сминать листы бумаги, потренируйтесь  вместе лепить из сминаемой бумаги «снежки». Перед выполнением этого задания, следует объяснить малышу, что рвать и сминать можно только ту бумагу, которая уже использована и не нужна.
  • Надавливаем на грушу, играемся струёй воздуха. Покажите ребёнку небольшую резиновую грушу. Продемонстрируйте, как из неё выходит воздух, когда вы сжимаете её рукой. Для того чтобы действие было более наглядным, положите перед грушей что-нибудь лёгкое: пёрышко, кусочек бумаги или ткани. Когда вы сожмёте грушу, под действием выходящего из неё воздуха предмет начнёт двигаться, и это обязательно заинтересует малыша. Предложите ему проделать те же манипуляции самостоятельно.
  • Наматываем на катушку (палочку, ручку, карандаш) толстую нитку, пряжу, шнурок. Задание полезно делать в двух направлениях – не только наматывать нитку, но и разматывать уже намотанное раннее. Занятия с различной текстурой (шнурки, пряжа, нитки) хорошо разнообразят тактильные ощущения ребёнка.

Игры, стимулирующие развитие мелкой моторики у малышей

«Где спряталась игрушка?» — очень простая и полезная игра для детей возрастом от одного года.

Вам понадобятся: небольшой мячик, несколько мелких игрушек. Размеры игрушек и мячика должны быть подобраны так, чтобы они могли свободно помещаться в ручке малыша.

Шаг 1. Возьмите шарик в руку и спрячьте его в ладони. Продемонстрируйте малышу, что шарик, пропал, спрятался. Потом откройте ладонь и покажите, как шарик «нашёлся». Предложите ребёнку «поработать» волшебником – дайте ему шарик, пусть он сожмёт его в ладошке так, чтобы его не было видно, «спрячет его». Используя этот приём можно продолжить игру, отгадывая, в какой руке (у родителя или ребёнка) «спрятался шарик».

Шаг 2. Теперь возьмите игрушку или шарик чуть больше размером, чем предыдущие игрушки. Она не должна полностью «прятаться» в ладошке ребёнка. Попросите его попробовать спрятать предмет самостоятельно, если же у него не будет получаться- помогите ему, показав, как можно устроить «домик» для игрушки используя две ладошки сразу.

Обыграйте ситуацию, рассказав, что идёт голодный волчок, который хочет скушать колобка (мячик), и нужно помочь колобку спрятаться так, чтобы волчок его не нашёл.

Эта игра отлично развивает захват чего-либо кистью, развивает соотносящиеся действия ручек, помогает усвоить представление ребёнка о реальной величине предметов.

Для игры в доктора«Поиграем в доктора» — такие игры особенно популярны у девочек.

Вам понадобятся: любимая игрушка (мишка, кукла) узкий и длинный бинт или ленточка толщиной 3 см.

Объясните ребёнку, что с мишкой случилось несчастье – он бегал и поранил лапку, и ему необходимо помочь – сделать перевязку. Для большего эффекта, если вы воспользовались куклой, а не мягкой игрушкой можно нарисовать ранку фломастером. Желательно, чтобы место перевязки было обозначено – это поможет развитию координации движений. Сначала замотайте ранку бинтом самостоятельно, пусть малыш посмотрит, как это делается. Затем предложите ему поработать доктором. Закрепите упражнение, повторив его на другой ножке или ручке куклы.

Игры, включающие наматыванием бинтов, лент, шнурок на какую-либо основу отлично развивают движения кистей рук и пальчиков, учат ребёнка координировать движения верхних конечностей.

Дошкольников возраста 3-5 лет заинтересуют более сложные варианты игровых заданий. Это могут быть игры с пазлами (можно использовать деревянные рамки с вкладышами, классические пазлы). Также очень полезными будут задания на конструирование. Желательно использовать конструкторы из разных материалов: деревянные, пластиковые, с разными формами деталей и креплений.

Хорошо развивают мелкую моторику игры и упражнения с палочками для счёта. Давайте ребёнку задания сложить разные геометрические фигуры из счётных палочек, простенькие картинки. Помимо мелкой моторики такие задания отлично развивают пространственное и логическое мышление.

Важно помнить, что упражнения для развития мелкой моторики необходимы для гармоничного роста любого ребёнка, так как они способствуют не только улучшению работы речевого аппарата, но и согласовывают работу понятийных и двигательных центров организма, а также эффективно готовят руку дошкольников к письму.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как правильно развивать мелкую моторику рук у ребёнка дошкольника:

Комментарии закрыты

Наверх