Постановка звука «С» — артикуляционная гимнастика

Постановка согласного звука «С» обычно не вызывает больших затруднений, к тому же далеко не все дети нуждаются в отработке этого звука. Тем не менее, если родители заметили дефекты в произношении «С», то необходимо принять меры, так как вовремя проведённая постановка  этого звука обеспечит в дальнейшем и правильную артикуляцию производных от него «З» и «Ц». Как лучше поставить этот звук, каким образом научит ребёнка произносить его корректно?

Способы постановки звука «С»

Дети показывают зубыСуществует два наиболее часто используемых в логопедической практике способов постановки свистящего звука «С». Но перед тем как начинать их, необходимо провести несколько упражнений, направленных на активизацию работы нужных органов речевого аппарата. В этом поможет артикуляционная логопедическая гимнастика, направленная на тренировку правильного речевого дыхания и отработку нужного положения языка.

«Мяч в ворота»

Обозначьте импровизированные ворота двумя кубиками (спичечными коробками, счётными палочками). Попросите ребёнка, выдувая струю, загнать в «ворота» кусочек ватки или небольшой листик бумаги. При этом надо следить, чтобы ребёнок не раздувал щёки, губы должны быть округлены, выдох должен быть ровный и направленный. Если исполняющему это упражнение трудно не надувать щёки, можно слегка прижимать их пальцами.

«Чистим зубки»

Попросите ребёнка улыбнуться, широко открыв ротик, как мартышка. После этого объясните ему, как можно «почистить» зубки, используя кончик языка. Сначала нужно «почистить» зубки, обведя кончиком языка наружную сторону нижних зубов, затем верхних. Затем сделайте то же самое с внутренней стороной зубов, сначала пройдитесь языком вдоль основания нижних зубов, затем – верхних.

Дайте ребёнку зеркало и попросите его зафиксировать то положение языка, при котором его кончик упирается в основание верхних резцов. Это очень важно для проведения дальнейшей постановки звука «С».

Артикуляционная гимнастика, выполняемая регулярно, существенно облегчает постановку любых труднопроизносимых звуков.

На следующем этапе переходим от подготовительных заданий к упражнению, которое научит ребёнка нужным образом «свистеть» и поможет поставить ему свистящий звук «С».

Первый способ

«Насос»

ДевочкаВспомните вместе с малышом, как свистит насос, которым надувают мячик или резиновый матрас. А теперь предложите ему попробовать сымитировать этот звук.

Возьмите зеркало в руки и попросите ребёнка широко улыбнуться. Скажите ему, что зубки во время этого упражнения должны быть плотно сомкнуты, как заборчик. И вот в этом положении (рот широко открыть в улыбке, зубки сжаты) попросите ученика сделать выдох, подуть, издавая звук, похожий на свист насоса «с-с-с».

Для того чтобы проводимое упражнение было более понятно ребёнку, продемонстрируйте прохладную воздушную струю, которая образуется у него при выдохе. Для этого во время выдоха ему нужно приставить тыльную сторону ладошки к губам и рту.

Второй способ

Этот способ применяется в том случае, если у ребёнка наблюдаются ярко выраженные дефекты в произношении «С». Это может быть шепелявость, замена звука «С» на другие звуки («ф» и «в», «д» и «т»). К дефектам также относится излишнее смягчение «с» («сюп», «сябака» вместо «суп» и «собака») там, где это не требуется.

Перед началом постановки свистящего «с» этим способом проводится артикуляционная гимнастика, включающая упражнения на развитие речевого дыхания и подвижность кончика языка. Можно воспользоваться упражнениями из предыдущего раздела.

Так как, выполняя это задание, ребёнок будет использовать свой указательный палец, то перед уроком ему нужно чисто вымыть руки и подстричь ногти.

«Свисток»

Производим механическую постановку звука «С»:

СвистШаг 1. Широкий расслабленный язык лежит за нижними зубами. На него ребёнок кладёт первую фалангу указательного пальца.

Шаг 2. Ротик закрывается, пальчик слегка прикусывается зубками. «Свисток» (палец) оказывается во рту. Предлагаем ребёнку широко улыбнуться, при этом пальчик остаётся во рту, зубы по-прежнему сжаты. Передние зубки в улыбке должны быть отрыты до клыков.

Шаг 3. Тело языка напрягаются, его края поднимаются с двух сторон прикушенного языка и тянутся к уголкам рта.

Шаг 4. Сохраняя это положение речевого аппарата, ребёнок «свистит» в свисток, то есть делает сильный, глубокий выдох.

Полученный «с-с-с» сначала необходимо отработать в обратных слогах, то есть слогах, которые на него заканчиваются: ас, ос, ус, эс.

Делается это следующим образом: ребёнок начинает произносить гласный звук, затем кладёт палец в ротик и выполняет упражнение «Свисток». На следующем этапе отрабатывается произношение односложных слов, заканчивающихся на «С»: пёс, нос, тёс, лес. В дальнейшем необходимость использовать пальчик отпадает, как только рефлекторно закрепляется правильная постановка органов речевого аппарата при произнесении звука «с» на вдохе и выдохе.

Закрепление (автоматизация) произношения звука «С»

На этом этапе используются стандартные логопедические игры и упражнения. Перед началом занятия проводится артикуляционная гимнастика, направленная на стимуляцию подвижности речевых органов. Хорошим подспорьем для постановки правильного произношения звука «с» будут скороговорки, загадки, рассказы, слова в которых содержат эту букву в разных позициях – в начале слова, в середине в конце.

Читаем скороговорки

Начинаем заучивание скороговорок с простых и коротеньких:

У лисички в миске – рис и сосиски.

Порассуждайте вместе с ребёнком, едят ли на самом деле лисички «рис и сосиски»?. Если нет, то что они едят на самом деле?

Мама с ребёнкомСпит сова и спят совята,

Сыч уснул, а с ним сычата.

Спит весь лес, уснули сойки

На сосне у старой ёлки.

Проговорите скороговорку-загадку вместе с ребёнком несколько раз, постепенно увеличивая темп. Проанализируйте её содержание, найдите неточность, которую допустил автор. Элементы рассуждений и анализа на логопедических занятиях способствуют не только постановке правильной артикуляции, но и развитию речи ребёнка.

Читаем тексты

Гуси паслись недалеко от леса, в котором росли высокие осины и сосны. В этом лесу жили совы и лисы. Лиса проголодалась, захотела поймать сову, а сова взяла и улетела. Вышла лиса из лесу, видит, гуси пасутся. Стала думать лиса, как ей поймать гуся и съесть. Схватила одного, а он вырвался и улетел, и вслед за ним все гусиное стадо улетело.

Прочитайте несколько раз текст вместе с ребёнком, добейтесь чёткой артикуляции «С». Затем попросите ответить на вопросы:

Кто жил в лесу? Почему лиса не смогла поймать сову? Где паслись гуси? Удалось ли лисе поймать гуся?

Задача родителей на данном этапе – осуществить правильную постановку звука «С» и вовремя отследить возможные проблемы. Тогда в дальнейшем ребёнку будет гораздо проще освоить произношение таких шипящих звуков, как «Ш», «Щ» «Ч».

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Комментарии закрыты

Наверх