Постановка звука «Р» — артикуляционная гимнастика

Редко кто из маленьких детей, начав говорить, успешно выговаривает букву «р». Процесс образования этого согласного в речевом аппарате человека достаточно сложен, именно поэтому постановка звука «р» вызывает у дошкольников и их родителей больше всего затруднений.

Ребёнок показывает зубыДля того чтобы успешно поставить ребёнку «р» необходимо понимать механизм образования этого звука, какие органы речевого аппарата и как в этом участвуют. Поэтому на занятиях, посвящённых отработке этого согласного лучше всего пользоваться зеркалом, чтобы ребёнок мог видеть и анализировать, как расположены в момент выполнения упражнений его речевые органы.

Если дети вообще не выговаривают «р», то слова с этим звуком в их речи звучат примерно так: «емень» вместо «ремень», «ыба» вместо «рыба». Хорошему выговариванию «р» будут способствовать меры по его постановке, разбитые на несколько занятий.

Занятие первое

Осваиваем образование и произнесение звука «р» в слогах «ра», «ро, «ру», «ры». Такой вариант произношения «р» освоить маленьким детям проще всего, поэтому именно с его отработки начинаются упражнения и занятия для постановки согласного «р». От раскатистого «р-р-р»этот звук отличается тем, что во время его произношения кончик языка не вибрирует, а находится практически в неподвижном положении.

Подготовка

Как и любое другое логопедическое занятие, постановку «р» следует начинать с артикуляционной гимнастики и упражнений, которые подготовят губы и язык ребёнка.

«Непослушный язычок»

Это упражнение поможет научить ребёнка выкладывать широкий и расслабленный язычок на нижнюю губу. Покажите ребёнку, используя  собственный язык, как его можно превратить в «блинчик».

Выполнение: малыш, приоткрыв ротик, чуть выдвигает широкий «блинчик» языка за пределы ротового отверстия, а потом кладёт его в расслабленном состоянии на нижнюю губу.

Затем на лежащий язычок опускается верхняя губа ребёнка, и это движение повторяется несколько раз. Верхняя губка ребёнка как бы похлопывает «непослушный» язычок. Должен получиться следующий звук: «пя-пя-пя».

Важно: нужно следить, чтобы выполняя это упражнение, ребёнок выдыхал равномерно. Струя воздуха должна быть ровной и чётко направленной. Если этот момент вызывает трудности, то необходимо вспомнить упражнения, направленные на постановку правильного речевого дыхания.

«Язычок-непоседа»

«Непослушный» язычок продолжает своё путешествие во рту и отправляется выше, соприкасаясь с верхней губкой.

Девочка показывает зубыШаг 1. Приоткрыв рот, юный ученик приподнимает по-прежнему расслабленный, ненапряжённый язык. При этом он должен коснуться им, сохраняя такое положение, верхней губы.

Важно: откорректируйте расстояние между верхней и нижней губами малыша. Оно не должно быть большим, тогда упражнение не вызовет затруднений.

Шаг 2. Теперь язычок направляется дальше, к той области нёба, которая ограничивается основанием верхних резцов. Необходимо показать, как язык покидает верхнюю губу, «проскальзывает» зубные резцы и оказывается за ними, чуть сместившись ближе к альвеолам. Зафиксируйте это положение речевого аппарата, оно будет исходным на занятиях по дальнейшей постановке согласного «р».

По окончании упражнения язычок плавно скользит туда, откуда он начал своё «путешествие» – то есть укладывается широким «блинчиком» на нижнюю губу.

«Язычок жужжит»

Заключительная часть артикуляционной гимнастики, необходимой для успешного освоения ребёнком согласного звука «р».

Шаг 1. Язык поднимается, упираясь в нёбо в районе основания верхних резцов. Затем скользит по верхнему нёбу в сторону альвеол и останавливается. Зафиксируйте это положение.

Шаг 2. Ученик выдыхает в направлении ротового отверстия, при этом его язычок приобретает чуть вогнутую форму. В этом положении на выдохе попросите ребёнка произнести «з-з-з». Если все сделано правильно, то получившийся звук будет похож на «зжж».

Внимание: следите за тем, чтобы язык оставался широким, а рот не закрывался. Если ребёнок хорошо воспринимает визуальную информацию,то лучше делать эти упражнения перед зеркалом вместе со взрослым.

Повторите последнее упражнение несколько раз. Нужно добиться лёгкой и непринуждённой артикуляции звука «зжж».

Начинаем произносить «Р»

Шаг 1. Сделайте предыдущее упражнение, заставив язычок «зжужжать». Зафиксируйте его положение во рту, посмотрев в зеркало.

Шаг 2. Постепенно отодвигая на выдохе кончик языка в сторону альвеол, преобразовывайте полученный звук «зжжж» в «р», но не раскатистый «р-р-р», а «р» плавный, который образуется, если пропеть слог «р-ааа». Для того чтобы образовалось плавное сочетание «р-ааа» нужно усилить напор воздушной струи.

Все эти артикуляционные упражнения приводят к приобретению навыка выговаривания ребёнком плавного звука «р». Для подобного звукообразования не требуется вибрация кончика языка.

Освоение привычного всем, раскатистого «р-р-р», требует немного других упражнений и манипуляций, проводимых при помощи взрослых.

Занятие второе

Подготовительная часть

На подготовительном этапе необходимо провести артикуляционную зарядку, используя упражнения, которые помогают поставить плавный «р». Это упражнения «Непослушный язычок», «Язычок зжужжит». После этого переходим непосредственно к постановке раскатистого «р-р-р-р».

Механическая стимуляция

Девочка улыбаетсяПостановка раскатистого «р» требует несколько другого подхода в сравнении с установлением артикуляции других звуков. Чтобы правильно поставить этот согласный, необходимо применить механическую стимуляцию органов речевого аппарата.

Шаг 1. Малыш произносит на выдохе уже знакомое ему сочетание «зжжж» из упражнения «язычок зжужжит».

Важно: во время выполнения взрослый должен следить за тем, чтобы язык ребёнка оставался широким и был хорошо напряжён. Это поможет быстрее добиться эффекта вибрации, раскатистого «р-р-р».

Шаг 2. В это время взрослый, чисто вымыв руку и тщательно обработав ногти на ней, своим указательным пальцем делает движения из стороны, в сторону имитируя «щекотанье» подъязычной области рта ребёнка. Если все сделано правильно, очень скоро все услышат рокочущий «рр-р-р».

Важно: ребёнок может самостоятельно, своим указательным пальцем добиться вибрации кончика языка. Важно при этом следить, чтобы перед необходимыми манипуляциями его руки были чисто вымыты, а ногти на них тщательно острижены.

Результат

Если механическая стимуляция помогла достигнуть эффекта вибрации кончика языка, то это состояние надо закрепить, повторив упражнение несколько раз. Затем время механической стимуляции должно постепенно уменьшаться, поэтому можно плавно переходить к достижению самостоятельной вибрации кончика языка.

Заключительные занятия

После установки раскатистого «р-р-р», используя подражательные способности ребёнка, необходимо автоматизировать правильное произношение мягкого «р’». Для этого нужно соединить рокочущий «р-р-р» с гласными «я», «е», «ё», «ю», «и» и отработать их произношение в слогах «ря», «ре», «рё», «рю», «ри».

Закрепление (автоматизация) звука «Р»

На этой стадии можно проводить такие виды работ: закрепление произнесения «р» в слогах, словах и предложениях; заучивание стихов и скороговорок, в которых звук «р» повторяется в разных позициях. Упражнения по развитию речи, включающие в себя виды работ с использованием словоформ, содержащих букву «Р».

Подбирайте слова из разных частей речи, предлагайте ребёнку составлять из них предложения, стараясь по максимуму использовать слова, в которых есть буква «р».

Играем с картами детского лото и картинками

Вместе с буквой «Р» играем и картинки подбираем.

Принцип этого занятия прост – предложите ребёнку выбрать из имеющихся карточек детского лото те, слова которых содержат звук «р».

Успешная постановка звука «р» у детей зависит в первую очередь от готовности малыша заниматься, уровня его личной мотивации. Поэтому надо стремиться, чтобы занятия, направленные на улучшения произношения ребёнка, возбуждали у него интерес и доставляли только положительные эмоции.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Видеоурок по автоматизации звука «Р» от логопеда:

Комментарии закрыты

Наверх