Постановка звука «Л» — артикуляционная гимнастика

Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как  способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?

Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут артикуляционной гимнастике и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.

Выполняем логопедические упражнения

В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Задания на развитие речевого дыхания;
  • Упражнения по автоматизации произношения звуков.

Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.

Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.

Упражнения по установке правильного произношения «Л»

Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.

«Пароходик»

Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».

Положение языкаВыполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.

Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить  ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.

«Индюшонок»

Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка , используя следующее упражнение:

Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.

Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.

Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».

Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.

«Как едет лошадка?»

Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».

УлыбкаШаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).

Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.

Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.

Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.

«Ветерок»

Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

Возможные искажения в произношении звука «Л» у детей

Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.

В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».

Ребёнок говоритВ случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».

Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и развить правильное речевое дыхание.

Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.

Отрабатываем произношение «Л» в слогах:

Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;

Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.

Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:

Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:

ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.

Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:

Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.

Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.

Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.

Две буквы «Л» в одном слове:

лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.

Стечение «Л» и другого согласного звука:

Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.

Ребёнок читаетУчим стихи и скороговорки:

Ой, на речке, на Волжанке

Соловей плывёт на палке

Сел на доску тонкую,

Завёл он песню звонкую.

Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».

Петя мал, взял мяту смял

Увидела мать, не велела мяту мять.

Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей

Логопедия

  1. Комплект для игровых самостоятельных занятий дома «Чемодан логопеда» Постановка звука «Л», «Р». Для детей от 4-7 лет.
    В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки [Р], [Р’]»; развивающее лото «Учим звуки [Л], [Л’]». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов. Можно отдельно приобрети только развивающее лото «Учим звуки Л».
  2. Набор из 500 карточек + методические рекомендации, - предназначен для закрепления и автоматизации навыков «чистого» звукопроизношения, и для развития фонематического слуха. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
  3. Очередной замечательный набор от «Умница» - «Говорим с пеленок». Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки \ говорилки \ повторялки; карточки-бормоталки \ подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.

Произношение «Л» и возраст ребёнка

Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Урок по дифференциации звука «Л», упражнения логопеда:

Комментарии закрыты

Наверх