Как подготовить ребёнка к школе психологически

Поступление в школу — переломный момент в жизни родителей и ребёнка. На смену игре как основному занятию приходит стремление запастись багажом знаний. Многие мамочки будущих первоклассников с трепетом узнают, что психологическая готовность ребёнка к школе — это неумение прилично читать и писать. Более того, некоторые программы обучения в начальной школе могут давать преимущества детям, не умеющим читать. Например, многие программы серии РО — развивающее обучение. Как же узнать, готов ли малыш к перипетиям школьной жизни?

ПсихологияДело в том, что психологическая готовность — широкое понятие, включающее в себя множество аспектов. И для классификации требуемых умений и навыков специалистами выделены особые пункты готовности:

  • интеллектуальная готовность;
  • социально–личностная готовность;
  • эмоционально–волевая готовность;
  • мотивационная готовность.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе

  1. Словарный запас — это уже не главный показатель интеллектуального развития ребёнка. Сейчас этот миф развенчан и при приёме в школу проверяют три основных пункта: мышление, память, внимание. Это три кита, на которых выстраивается база определения интеллектуальной готовности.
  2. Мышление. При оценке мышления обычно задаются вопросы на общую эрудицию. Как минимум ребёнок должен уметь рассказать о себе основную информацию (полное имя, адрес месте жительства, имя мамы и т.д.). Также проверяется умение обобщать — объединять предметы по определённому признаку, и классифицировать — разделять предметы по общему признаку. Образное и словесно-логическое мышление традиционно проверяется по заданию «составь цельный рассказ по отдельным картинкам».
  3. Память. Бывает долговременная и кратковременная память. Психологи настаивают, что у кратковременной памяти средний показатель — семь единиц, плюс-минус три. То есть если произнести десять слов и попросить ребёнка воспроизвести как можно больше из них, то семь слов — это норма. Десять слов — идеальный показатель. Четыре — на крайней границе нормы.
  4. Внимание. Умение сосредоточиться на словах учителя, не отвлекаясь на посторонние вещи — это едва ли не главная задача хорошего ученика. Специалисты называют это произвольным вниманием. Его проверяют таким образом. Называют пары слов и просят назвать то, которое было длиннее. Если ребёнок хорошо справляется с заданием, то у него на достаточном уровне развито произвольное внимание. Если же он постоянно переспрашивает, то данная способность нуждается в корректировке.

Также психологическая готовность ребёнка к школе зависит от качества восприятия, развитости воображения и речи.

К восприятию относятся слух, зрение. Воображение обычно подвергается только косвенной проверке. Например, в таком популярном тесте, как рисунок несуществующего животного. Речь её насыщенность также оценивается косвенно, при общении.

Социально–личностная готовность ребёнка к школе

Социально–личностная составляющая включает волевой компонент.

Девочка с книгойВоля ребёнка — важный аспект школьного общения. Он должен трудиться для достижения поставленной учителем цели. Для этого ему понадобится управлять своим поведением, тормозить некоторые спонтанные реакции волевым усилием. В школе нельзя отвечать на поставленный вопрос сразу, надо поднять руку и подождать, пока тебя спросят. С позиции взрослого это мелочь, но для младшего школьника это становится серьёзным испытанием.

Волевые процессы помогают довести дело до конца, не бросать дело на половине пути.

При поступлении в школу необязательно иметь полностью сформированные волевые процессы. На первых порах учитель будет помогать ребёнку контролировать своё поведение речью. Затем речь будет являться связующим звеном. Ребёнок сам будет управлять своими волевыми процессами с помощью речи. Немного позже речь станет внутренней.

Чтобы проверить, насколько развиты волевые качества у вашего ребёнка, достаточно за ним понаблюдать. Доводит ли он до конца начатое дело? Умеет ли организовать пространство для работы? Бросает ли игру, если потерпел поражение? Возможно, на первых порах ему потребуется помощь, но со временем необходимо больше места отводить под самостоятельные действия ребёнка. Проблемам проявляющимся в эмоционально–волевой сфере ребёнка нужно уделять особое внимание.

В целом социально-личностная готовность определяется:

  • положительным отношением ребёнка к самому себе;
  • дружелюбное отношение к окружающим людям;
  • настрой на изучение окружающего мира;
  • коммуникативной компетентности;
  • социальной компетентности детей.

Главный показатель, по которому стоит ориентироваться в этом аспекте — это готовность самого ребёнка к принятию новой позиции в обществе. Позиция школьника выражается определённым отношением ребёнка к учёбе, к другим детям, учителям, родителям, к самому себе. Если ваш ребёнок начал играть в школу с познавательными мотивами (узнать, что внутри, как устроено, почему двигается), значит, он по социально–личностной составляющей готов к школьному обучению. Также одним из показателей будет являться вступление ребёнка в стадию кризиса семи лет.

Особенности мотивационной готовности ребёнка к школе

Девочка сидит перед книжкамиМотивация поступления в школу у первоклассников встречается самая разная. Если ребёнок хочет в школу, потому что там не надо спать днём или потому что ему купили красивый портфель, то это — неправильные установки. В конечном итоге такой ученик разочаруется в том, что ему предлагали и учёба резко пойдёт на спад. А все из-за того, что вовремя никто не поинтересовался, что именно было для малыша привлекательного в школе. Обычно к семи годам формируется устойчивый интерес к познаванию окружающего мира. Приобретение новых знаний — вот какая мотивационная основа будет залогом успешной школьной жизни. По крайней мере, в начальной школе.

В целом к поступающим в первый класс детям не предъявляется непосильных требований. Все вполне выполнимо. Если ребёнок не был педагогически запущен, имеет хорошее здоровье и благоприятную семейную атмосферу, то с большой долей вероятности можно утверждать, что к семи — восьми годам он вполне готов к школьному обучению. Другой вопрос, что родители дошкольника иногда чересчур заботятся о его судьбе и всячески стараются смягчить жизненный путь ребёнка. Отпустить чадо бывает трудно, но это необходимо для благополучия всей семьи.

Поступление в первый класс — это огромный стресс. Растерянность, тревога и беспокойство при этом — нормальные чувства. Поддерживая друг друга и не забывая обращаться за помощью к специалистам, семья вполне способна перешагнуть этот новый рубеж на пути к взрослой жизни своего малыша.

Видео сюжет для родителей о психологической готовности ребёнка к школе:

Комментарии закрыты

Наверх