Адаптация ребёнка в детском саду

Поступление в детский сад — очень важный и непростой период в жизни любого ребёнка. Для того чтобы адаптация малыша в детском саду прошла гладко и безболезненно, необходимо начать подготовку к его посещению как можно раньше — за 6–8 месяцев до поступления в учреждение.

Этап первый, – подготовительный

Группы раннего развития, группы с развивающими занятиями

Сейчас многие родители водят детей в подобные группы, стараясь выбрать престижные методики, обилие элементов обучения (балет, иностранные языки, различные виды творчества) известных преподавателей и т.д.

Дети занимаются творчествомНо для подготовки к детскому саду важен не уровень престижности той или иной методики, здесь играет большую роль именно тот момент, что ребёнок будет находиться во взаимодействии с другими детьми и воспитателем — то есть, максимально приблизится к ситуации, в которой он окажется в детском саду.

Поэтому группа раннего развития может быть самой обыкновенной, главное, чтобы ребёнку нравилось её посещать. Иногда такая группа (по очень гуманным расценкам) существует в том же детском саду, куда вы в дальнейшем собираетесь поступать. Занятия в этой группе будут серьёзным плюсом, так как дадут ребёнку возможность освоиться и чувствовать себя потом комфортнее в уже знакомой обстановке.

Обучение в группе раннего развития можно начинать с полутора — двух лет, ориентируйтесь на индивидуальные особенности ребёнка. Пугливым и стеснительным малышам лучше не спешить с социализацией, а вот бойкие и общительные детки с удовольствием отнесутся к таким занятиям уже в возрасте полутора лет.

Навыки ребёнка, готовящегося к поступлению в детский сад

Желательно, чтобы к моменту поступления в сад, ребёнок уже разговаривал, не обязательно хорошо и чётко, главное, чтобы родители смогли его понять, если он захочет поделиться с ними своими впечатлениями от пребывания в детском саду. Также важно, чтобы малыш мог хоть как-то объясниться с воспитателем и другими детьми.

Будет хорошо, если ребёнок уже умеет пользоваться ложкой и вилкой, просится в туалет и не пользуется памперсами (исключение составляет время дневного сна). Дело в том, что воспитатели, даже самые внимательные, иногда могут не уследить за тем, что кому-то из воспитанников (а стандартное количество детей в группе — 20–25 человек) уже пришло время поменять подгузник. И если малыш не сообщит об этом сам, то ему придётся ходить в подгузнике до вечера, что может вызвать опрелости и другие воспалительные процессы кожи в зоне подгузника. Наличие этих навыков желательно, но не строго обязательно, как правило, в детском саду дети быстро учатся тому, чего не умели раньше.

Режим дня

В дошкольном учреждении режим дня строго регламентирован. Если ребёнок не привык к чёткому распорядку в течение дня, поздно встаёт (после 8–00), принимает пищу в разное время, а дневной сон – явление не обязательное, то адаптация ребёнка в детском саду будет непростой. Подготовьтесь к этому заранее, откорректируйте режим малыша, максимально синхронизировав его с режимом того учреждения, в которое вы хотите его отдать – и нагрузка на ребёнка, вызванная привыканием к новому режиму, будет значительно меньше.

Информация о пребывании в детском саду, – книги, беседы

Книги о детском садеЧем больше информации будет у ребёнка о его предстоящем пребывании в детском саду – тем он будет спокойнее и позитивнее относиться к происходящим переменам.Поэтому литература для детей, рассказывающая о пребывании в детском саду, книги с наклейками, книжки-«гляделки» будут отличным подспорьем в освоении детсадовской темы. В этом ряду можно порекомендовать рассказы Ч. Янчарского «Мишка Ушастик в детском саду», сборник стихов «В нашем детском садике», книгу «В детском саду. Учим новые слова» из серии «Первые книги малыша».

Тему детского сада хорошо раскрывают пособия Е.Каргановой. Они не только информируют малыша о том, чем занимаются дети в саду, но и содержат ряд полезных упражнений с наклейками по развитию речи.

Полезно также прогуляться по территории того дошкольного учреждения, куда вы собираетесь ходить, особенно во время, когда воспитанники гуляют на улице. Можно зайти в здание садика, показать ребёнку вход в группу, комнату для музыкальных занятий. Как правило, это не встретит негативной реакции со стороны обслуживающего персонала учреждения — все прекрасно понимают, что это важная информация для мамы и ребёнка.

Этап второй, – основной

Первые дни в детском саду

Первое время вы будете отводить ребёнка в детский сад ненадолго, часа на два — три, постепенно увеличивая срок пребывания, а недели через две (если не возникнет никаких осложнений) ребёнок уже сможет остаться и на дневной сон.

Основные трудности этого периода:

Проблема, с которой часто сталкиваются практически все родители в процессе адаптации — малыш начинает плакать, когда понимает, что родители уходят, а он остаётся в детском саду.

Что нужно делать в этой ситуации:

  • Нельзя ругать ребёнка за такое поведение, ведь он ещё не умеет управлять своими эмоциями. Не стоит называть его обидными словами «плакса», «рёва» — вы получите ещё больше безутешных слёз.
  • Обнимите ребёнка, объясните ему, что вы понимаете и разделяете его эмоции, но у вас есть дела, заботы, решение которых очень важно для вас. Вы должны быть уверены в том, что вы поступаете правильно, и чувство вины здесь  — плохой помощник, малыш обязательно его почувствует. Ваш настрой очень важен!
  • Ребёнок с мамой и воспитателемЕсли есть возможность, отводить в сад ребёнка может любой член семьи, это необязательно делать маме, которой, как никому другому, тяжело видеть своего кроху рыдающим. Возможно, что процесс расставания с папой или бабушкой будет менее болезненным, поэтому помощь родственников очень актуальна.
  • Любимая игрушка. Скорее всего, ребёнок захочет взять с собой в садик что-то из дома — любимую игрушку, вещь, имеющую отношение к маме (платочек, бижутерию). Не препятствуйте этому, так как наличие рядом частички домашнего, устоявшегося быта поможет ребёнку справиться с тревогой и внутренним напряжением, которое он испытывает в первое время в детском саду.
  • Позитивное подкрепление. На начальном этапе адаптации это может быть какое-то лакомство, столь любимое ребёнком, — конфетка, фрукты, печенье. Договоритесь с вечера, что спокойный утренний поход в садик будет соответствующим образом подкреплён. Либо, оставив малыша в садике утром, можно пообещать ему небольшой сюрприз, который будет ждать его, когда вы будете его забирать. Желательно, чтобы этими сюрпризами были не только лакомства, но и просто приятные мелочи: раскраски, карандаши, мелки для рисования на асфальте, воздушные шары и т.д. Важна не стоимость сюрприза, а знак внимания, которым вы отметите и закрепите момент взаимопонимания с ребёнком.

Заключительный этап

Ходим в садик с удовольствием!

Итак, самый трудный этап адаптации вашего малыша в детском саду позади, он перестал плакать по утрам, и вечером с удовольствием рассказывает о том, как прошёл его день. Многие родители на этом этапе расслабляются, а потом, когда вдруг, ребёнок ни с того ни с сего, отказывается ходить в садик, и снова устраивает утренние истерики, очень удивляются такому повороту событий — ведь всё было так хорошо.

На самом деле, если ребёнок начал ходить в садик, и делает это с удовольствием, это не значит, что он перестал нуждаться в родительском внимании и заботе.

  1. Детский садБеседуйте ежедневно вечером с малышом о том, как прошёл его день в детском саду. Расспросите его о том, в какие он играл игры, чему научился на занятиях, а что вызвало трудности. Такие беседы имеют несколько очень важных плюсов: они не только дают ребёнку уверенность, в том, что его родители по-прежнему любят и заботятся о нём, но и позволяют обобщить и закрепить новые, полученные в детском саду знания и навыки.
  2. Принимайте участие в проводимых в садике мероприятиях: утренниках, ярмарках творчества. Совместное изготовление поделок для выставки творчества доставит вам приятные минуты, а ребёнку даст лишний повод убедиться, что он любим.
  3. Не стоит создавать ребёнку в первый год его пребывания в садике дополнительные нагрузки. Кружки с иностранными языками, танцами, балетом и математикой никуда за год не денутся. Занятий в детском саду, даже если это самое обычное дошкольное учреждение, достаточно для того, чтобы обеспечить нужный уровень развития малыша. Желательно уделять больше внимания прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом, если это позволяют возможности родителей.

Если озаботиться своевременной подготовкой ребёнка к адаптации в детском саду, то, скорее всего, уже скоро он станет ходить туда с радостью и удовольствием, а его родители будут отправляться на работу без чувства тревоги и неприятных переживаний.

Психолог рассказывает об адаптации ребёнка к детскому саду:

Комментарии:
  1. WilFunny

    Первый месяц ходили на полдня и я была с ребенком.


Наверх