Как научить ребёнка читать: что обязательно нужно знать, приступая к занятиям

Как научить ребёнка читать – рано или поздно этим вопросом задаются все родители без исключения. Казалось бы, что проще: сначала учим с ребёнком буквы, потом показываем, как складывать их в слоги, и в конце концов переходим к чтению слов. Но всё кажется простым и понятным ровно до того момента, как вы садитесь с ребёнком за букварь.

И тут оказывается: у кого-то ребёнок просто не хочет заниматься и предпочитает строить из кубиков Зайцева башни, кому-то не удаётся объяснить, как сложить две буквы в слог, кто-то «застревает» на этапе чтения простых слов и никак не может перейти к чтению предложений. Чтобы избежать этих и других проблем, родителям необходимо знать несколько принципиально важных моментов.

Как научить ребёнка читать

Когда лучше учить ребёнка читать

Принцип «чем раньше, тем лучше» в данном случае не работает. Более того, придерживаясь его, вы может получить прямо противоположный результат. Не так мало детей, которые знают все буквы уже лет с двух, но так и не начинают читать даже к пяти годам. И наоборот: есть дошколята, с которыми совсем не занимались чтением лет до пяти-шести, но они быстро схватывают и начинают читать по слогам через 2–3 месяца обучения.

Разумеется, важно понимать, что любые крайности вредны. Заставлять двухлетнего малыша сидеть за букварём, если ему это неинтересно, так же как и откладывать обучение дошкольника чтению до последнего, надеясь, что за лето перед первым классом он свободно зачитает, — не правильно. Так какой же возраст считать «идеальным» для того, чтобы начинать учиться читать? Если обобщить рекомендации современных педагогов, то это 4,5 – 6 лет. В идеале, чтобы у ребёнка не было в школе проблем с чтением, до первого класса у него должен быть около года «в запасе». Т.е. за год до школы он должен научиться читать, чтобы за это время закрепить полученный навык.

Конечно, если ваш трёхлетний малыш без проблем запоминает буквы, с большим интересом рассматривает с мамой букварь, удивляет бабушек и дедушек, постоянно находя знакомые буквы и слоги на вывесках, — откладывать обучение до 4–5 лет не стоит. В остальных случаях, даже если у ребёнка совсем нет интереса к чтению, к его пяти – пяти с половиной годам родителям уже серьёзно стоит задуматься – как организовать систематические занятия чтением. О том – как это сделать правильно, чтобы ваш ребёнок захотел учиться читать и делал это успешно, разговор отдельный.

Как правильно научить ребёнка читать

Здесь важно помнить несколько моментов:

1. При изучении алфавита называем ребёнку звук, а не букву: не [ДЭ], а [Д], не [КА], а [К], не [И КРАТКОЕ], а [Й]. В противном случае ребёнку будет невероятно сложно на этапе складывания букв в слоги и простые слова, например слово «дом» он будет читать как [ДЭ-О-МЭ]. Понять, что за этим набором букв скрывается слово «дом» ему будет очень и очень трудно. Помните, что переучить ребёнка называть звуки правильно — задача нелёгкая даже для опытных педагогов, а уж тем более для родителей. Поэтому сразу учимся произносить их правильно!
Звук, а не букву

2. Не стремитесь изучать буквы в алфавитном порядке. Здесь действует простое правило: чем проще произношение звука и чем чаще он встречается в словах, тем раньше мы знакомим с ним ребёнка. Примерный порядок изучения букв: А, О, С, Н, М, У, Т, К, Л, В, П, Д, И/Ы, Р, З, Б, Г, Е/Ё, Я, Ж, Ф, Х, Э, Ю, Ч, Ц, Ш, Щ, Й (рекомендация Инны Калининой, программа «Игробуквотека»).
Изучаем буквы
Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, активно задействуем его образное мышление. Показываем, на что похожа та или иная буква (например, буква Ч – на чашку или четвёрку, буква Ф — на фонарь, буква Б имеет брюшко, буква Э высовывает язык и дразнится: «эээ»). Отличное пособие для изучения алфавита – букварь Е. Бахтиной, в котором каждая буква имеет свой запоминающийся образ и характер. Кроме того, в нём родителям даны подробные рекомендации, как знакомить ребёнка с каждой конкретной буквой, чтобы она хорошо запомнилась.

Букварь

3. Не стоит ждать, пока ребёнок выучит все буквы, прежде чем переходить к изучению слогов. Достаточно хорошо выучить 3–4 гласных звука и несколько согласных – и можно уже пробовать их складывать. Главное условие — ребёнок должен называть эти буквы чётко и уверенно.
Вначале попробуйте с ребёнком «подружить» два гласных звука (АУ, УА), которые легко растягивать и пропевать. Затем пробуем складывать буквы в закрытые слоги (гласный + согласный): ОН, УМ, УЖ, АМ, УС. Ребёнок тянет гласный, а пока его тянет – думает, какой звук идёт за ним, и называет его. Тянуть первый звук можно сколько угодно, главное произнести два звука слитно. Ребёнок должен понять сам принцип слияния букв в слоги, скорость наработается позже.
Учим слоги
Если на этом этапе ребёнку все понятно – переходим к сложению букв в открытые слоги (согласный + гласный). Чтобы упростить себе и ребёнку задачу, вначале возьмите для изучения слоги с согласными, которые можно тянуть: С, Л, М, Н. Действуем по тому же принципу, что и при изучении открытых слогов: ребёнок тянет первый звук, пока не вспомнит, какой звук идёт вторым. На этом этапе также работаем не над скоростью, а над слитностью произношения слога.

Подчеркнем еще раз: никакого побуквенного чтения слогов и слов быть не должно. Избавиться от привычки читать слоги «[МЭ] и [А] будет [МА]» невероятно трудно. Плюс это серьёзно тормозит ребёнка на пути перехода от чтения слогов к чтению слов. Поэтому сразу учимся читать и открытые и закрытые слоги слитно.

4. Всячески развивайте фонематический слух ребёнка:

  • изучая букву, вспоминайте, в каких словах она встречается (в начале, середине и в конце);
  • тренируйтесь узнавать первый/последний звук в слове (например, вы кидаете ребёнку мячик, называя слово, а он возвращает вам его обратно, называя первый или последний звук);
  • называйте /показывайте ребёнку похожие звучащие/пишущиеся слова, которые отличаются только одним звуком (кошка – мошка, бочка — дочка, Саша — Даша), и просите назвать этот звук.
    Упражнение

Не забывайте об этом, переходя к сложению слогов. Называя с ребёнком слоги, обязательно вспоминайте, какие слова начинаются на них (ЛО – ложка, лошадь, лодка, СА – самолёт, санки, самокат, МУ – музыка, Мурзик, муха, АН – антенна, ананас и т.д.).

Учим слога

5. Письмо – процесс обратный чтению, поэтому важно научить ребёнка не только узнавать буквы, но и писать их. Нередки случаи, когда ребёнок отлично называет буквы, но серьёзно затрудняется их вспомнить без образца и написать. Начните с простого: выкладывайте изученные буквы из подручных материалов (крупы, пуговиц, карандашей), лепите из пластилина и теста, чертите палочками на песке. Затем переходите к написанию печатных букв.

6. Переходя к чтению слов, повышаем сложность постепенно. Если у ребёнка получается складывать слоги, начинаем пробовать читать первые слова.
Легче всего ребёнку будут даваться слова, состоящие из двух одинаковых слогов: МА-МА, БА-БА, ПА-ПА.

Читаем

Далее пробуем читать слова из трёх букв (закрытый слог + согласный): РАК, ЛАК, ПАР, БЫК, СОМ, а также слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: КАША, ДАМА, ФАРА, ЧАША, ЛОТО, КИВИ, НЯНЯ, ДЯДЯ, потом с разными (РОЗА, ШАРЫ, ПОЛЕ, САНИ).

Учимся читать

Чтобы ребёнку было легче понимать, как делить слово на слоги, можно на первом этапе помочь ему, например выделяя слог дугой сверху или снизу.

Приступая к чтению более длинных слов (из 5–7 букв), также начинайте со слов с одинаковыми гласными: АГАР – КАМАЗ – КАНАТ – НАЗАД – ХАЛАТ – САХАР; ГОЛОС – ВОРОН — КОКОС – ТОПОТ — ХОХОТ – МОРОЗ; СЕВЕР — ВЕТЕР – ВЕЧЕР – ПЕРЕЦ – ПЕВЕЦ – ТЕРЕМ; КИВИ – ГИРИ – ФИНИК – ЧИЖИК – ФИЛИН; МОЛОКО – ЗОЛОТО – ХОРОШО – БОЛОТО; БАРАБАН – ТАРАКАН – САРАФАН – КАРАВАН.

Читаем слова по слогам

Помните, что даже если ребёнок может произнести все слоги в слове правильно, возможно, он не сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Не форсируйте события. Если ребёнок с трудом понимает, что у него получилось, читая слова из 4 букв, – не стоит переходить к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Наберитесь терпения, будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова из 4–6 букв только после того, как у него автоматизируется навык слогосложения. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к чтению слогов:

  • тренируйтесь читать открытые и закрытые слоги, меняя одни и те же буквы местами (ЖА – АЖ, ПУ – УП, РО – ОР, ТЫ – ЫТ, КИ – ИК);
  • проходите на скорость дорожки из слогов с одинаковыми гласными (ПА – БА – РА – ЛА – ДА – ХА – ЗА) или одинаковыми согласными (ВА – ВЕ – ВЫ – ВУ – ВЭ – ВО – ВИ – ВЮ – ВЯ –ВЁ);
  • читайте слова, состоящие из одного слога (АХ, ОЙ, ДА, УЖ, ЁЖ, УМ, ЭХ, ЕМ, ЕЛ, ЯД, ФУ, МЫ, ВЫ).

Читаем слога и слова

7. Переходить к чтению предложений можно уже, когда ребёнок начнёт читать слова из трёх-четырёх букв. Это должны быть совсем простые предложения из 2–4 слов.

ВОТ ДОМ. ТАМ ДЕД. ЭТО ПАПА И Я. НА, МАМА, РОЗУ. САША СЕЛ. Я ИДУ.

Читаем по слогам

Родителям важно понимать, что даже если ребёнок достаточно свободно читает отдельные слова, это совсем не значит, что он так же легко прочитает их в предложении. Чтение предложений – более сложный навык. Поэтому, подбирая материал для занятий, учитывайте, что слова в предложениях должны быть чуть легче тех слов, которые ребёнок может прочитать отдельно.

Как правильно организовать занятия

Занимаясь с дошкольником, важно понимать что к трём-пяти годам ребёнок не готов и не должен долго сидеть за партой, многократно повторяя одно и то же. Игра – основное занятие детей этого возраста, поэтому занятия, в том числе обучение чтению, должны проходить в игровой форме.

Сделайте для букв дом, ходите к ним в гости, лепите их из пластилина, конструируйте из любых подручных средств. Обучая ребёнка находить первую букву в слове, раздавайте буквам игрушечные угощения (К – конфеты, Ш – шоколад, И – ириски, Б – бублики, М — мороженое), одевайте их в «подходящую» одежду (Ф – футболка, П – платье, М – майка, Н – носки, Р — рубашка), возите их на «правильном» транспорте (С – самолёт, Т – трактор, П – поезд, К – карета, В — вертолёт), водите к ним в гости сказочных персонажей (М – миньоны, Ф – фиксики, Ч – Чебурашка, С — смешарики). Для этого вам понадобятся только буквы и несколько наборов картинок на определённую тему (овощи, фрукты, транспорт, одежда, игрушки и т.д.).

Читаем по слогам

На этапе изучения букв (и даже слогов) нет необходимости усаживать ребёнка за стол заниматься с книгами. Если вам и ребёнку надоели занятия с традиционными букварями, кубиками, магнитными буквами и говорящими плакатами с алфавитом — включайте фантазию! Например, повесьте почтовый ящик, в котором периодически будет появляться новая буква и картинки со словами на эту букву, выкладывайте дорожки из бумажных следов с буквами и слогами, по которым ребёнку придётся перебраться из одного конца комнаты в другой, «собирайте грибы» с буквами и слогами в корзинку и т.д.

Главное включить ребёнка в процесс обучения как активного участника, а не пассивного наблюдателя. Подумайте, что любит ребёнок? Если сын интересуется самолетами, организуйте аэродром (разложите листы с буквами / слогами по комнате, а ребёнок пусть приземляется игрушечным самолётикам в нужном «аэропорту»). Дочка любит всё, что связано с лошадками и пони? Организуйте скачки: сделайте несколько дорожек с буквами, пусть лошадки соревнуются, кто придёт к финишу первой. Рисовать, играть в игры-бродилки с буквами-слогами, катать друг другу машину с «пассажирами»—буквами, чинить сломанные буквы с помощью фиксиков – вариантов масса. Главное – найти то, что заинтересует именно вашего ребёнка, ведь обучение должно быть в радость!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования

Светлана Зырянова

Не получили ответ на свой вопрос?
Спросите нашего эксперта:
Светлана Зырянова
Эксперт
Филолог, учитель русского языка и литературы.
Оставьте свой комментарий

Наверх